УИД: 91RS0№-50
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Н. А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы», о возложении обязанности произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в котором просит возложить обязанность на ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести контейнерные площадки, расположенные в <адрес> по адресу: <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес>, (возле ФАПа), <адрес>, (возле магазина Маркус), пер. <адрес> 4, <адрес>А, <адрес>А, <адрес>А, <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес>, (середина улицы), <адрес>(начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), УЛ. <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> А и <адрес>В, в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить установку твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> Республики Крым в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Новониколаевского сельского поселения выявлены нарушения в деятельности Администрации Новониколаевского сельского поселения Республики Крым, которые согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства. Проверкой установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов, а именно: на контейнерных площадках, расположенных по адресу: <адрес> I конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес>, (возле ФАПа), <адрес>, (возле магазина Маркус), <адрес> 4, <адрес>А, <адрес>А, <адрес>А, <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес>, (середина улицы), <адрес>(начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), УЛ. Керченская (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес>А и <адрес>В, отсутствует твердое (асфальтированное, бетонированное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями согласны.
Третьи лица -Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэкоресурсы», явку представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительный источников сырья установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с положениями пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 20 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Решением 32 сессии 6 созыва Новониколаевского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждены Правила благоустройства территории Новониколаевского сельского совета <адрес> (далее - Правила).
Согласно п. 4.9.1 указанных выше Правил указано, что контейнерные площадки устраиваются из бетона (асфальта) и ограждаются с трех сторон.
Требования к контейнерным площадкам так же определены Порядком сбора твердых коммунальных отходов на территории Новониколаевского сельского поселения, утвержденного постановлением № Администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, а именно определено, что контейнерная площадка должна располагаться чуть выше или на уровне земли, иметь твердое, прочное, легко очищаемое покрытие из бетона, тротуарной плитки или асфальта, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения, и быть устроена таким образом, чтобы на ней не могли скапливаться поверхностные воды Контейнерная площадка должна иметь ограждение с трех сторон из стандартных железобетонных изделий или других материалов высотой не менее 1,5 метра. В случае применения контейнеров с педальным приводом открывания крышки возможно использование контейнерных площадок без ограждения, но с обязательным устройством бордюра, рассчитывается, исходя из численности пользователей или населения.
Согласно пункту 4.8.1 Правил, координацию работ по сбору отходов производства и потребления на территории Новониколаевского сельского поселения осуществляет администрация муниципального образования <адрес>, в том числе: организует очистку территорий общего пользования; определяет системы удаления отходов (контейнерная, бесконтейнерная), схемы сбора отходов; информируют юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам сбора и вывоза отходов.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> Республики Крым председателю Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым –главе администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, выявленных в ходе проведения прокуратурой <адрес> Республики Крым исполнения требований законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов. Проверкой установлено, что органом местного самоуправления Администрацией Новониколаевского сельского поселения Республики Крым не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов, а именно: на контейнерных площадках, расположенных по адресу: <адрес> I конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес>, (возле ФАПа), <адрес>, (возле магазина Маркус), <адрес> 4, <адрес>А, <адрес>А, <адрес>А, <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес>, (середина улицы), <адрес>(начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), УЛ. <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес>А и <адрес>В, отсутствует твердое (асфальтированное, бетонированное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (л.д. 6-10).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> направлено требование прокуратуры <адрес> Республики Крым о предоставлении сведений об оборудовании мест расположения контейнеров, установленных в Новониколаевка, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, с приложением подтверждающей документации (л.д. 11-12).
Согласно информации главы Администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, перечисленные в Требовании прокуратуры места расположения контейнеров в <адрес>, не оборудованы, ведется работа в этом направлении: установлены 3 контейнерные площадки, планируется установка 8 контейнерных площадок в 1 полугодии 2023 года (л.д. 13).
В соответствии с частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Согласно пункту 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее -населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки <4> для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В пункте 8 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что на контейнерных площадках по адресу: <адрес> I конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес>, (возле ФАПа), <адрес>, (возле магазина Маркус), пер. Школьный 4, <адрес>А, <адрес>А, <адрес>А, <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес>, (середина улицы), <адрес>(начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), УЛ. <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес>А и <адрес>В, отсутствует твердое (асфальтированное, бетонированное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Собственность на земельные участки, занятные под контейнерные площадки, не разграничена, и в силу закона земельный участок по приведенному выше адресному ориентиру относятся к муниципальной собственности. Следовательно, администрация сельского поселения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, как собственник земельного участка, обязана оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства, что, в данном случае, не выполнено.
Более того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер. Эта обязанность, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.
Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как собственники земельных участков, на которых расположены контейнерные площадки для сбора отходов, а, с другой стороны, являются органами, участвующими в организации деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В данном случае, полномочия администрации Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым по оборудованию контейнерных площадок, являющиеся властно-распорядительной функцией данного органа, а также обязанность собственника земельных участков, не исполнены надлежащим образом.
Суд принимает во внимание, что ответчиком приняты меры к частичному устранению нарушений природоохранного законодательства путем установки 3 контейнеров и оборудования площадок.
Ненадлежащее состояние контейнерных площадок нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что ответчиком не принято должных мер по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Кроме того, принимая во внимание специфику заявленных исковых требований, суд полагает целесообразным установить срок для выполнения указанных требований -в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Новониколаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести контейнерные площадки, расположенные в <адрес> по адресу: <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес>, (возле ФАПа), <адрес>, (возле магазина Маркус), <адрес> 4, <адрес>А, <адрес>А, <адрес>А, <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес>, (середина улицы), <адрес>(начало улицы), <адрес> (середина улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), <адрес> (начало улицы), УЛ. <адрес> (конец улицы), <адрес> (конец улицы), <адрес>А и <адрес>В, в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить установку твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ год.
Судья Н. А. Ермакова