Дело №2-281/2023
УИД(М) 14RS0028-01-2023-000343-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Хандыга 18 августа 2023 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Юмшанова А.А.,
при секретаре Калугиной З.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) Салихова Д.Н.,
представителя ответчика наслежной администрации Муниципального образования «Баягантайский наслег» Голиковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации Муниципального образования «Баягантайский наслег» о возложении определенных обязанностей,
установил:
Прокурор Томпонского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации муниципального образования «Баягантайский наслег» об обязании устранить нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что проверкой выявлено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, что выразилось в отсутствии при входе в здание администрации информационных вывесок с назначением организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В связи с чем, просит обязать ответчика устранить нарушения по отсутствию информационных вывесок с назначением организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне сроком до 01.01.2024.
В судебном заседании старший помощник прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) Салихов Д.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил относительно заявленных в исковом заявлении требований. В части сроков исполнения обязательств ответчиком требования уточнил, просит определить срок исполнения обязательств до 01.04.2024, с учетом исполнения бюджета и поступления финансирования.
Представитель ответчика наслежной администрации МО «Баягантайский наслег» Голикова Л.Д. уточненные исковые требования прокурора признала, при этом пояснила, что прокуратура района обратилась в суд без достаточных к тому оснований, поскольку инвалиды с жалобами в органы прокуратуры не обращались, прокуратурой не представлена информация о наличии в Баягантайском наслеге инвалидов по зрению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей OOH 10.12.1948, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.
В силу положений Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, а также иные объекты инфраструктуры.
Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 24.12.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п.6 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с п.6.2.1.4 «ГОСТ Р 51671-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» и п.п.4.3.7.1, 4.3.7.3, 4.3.8.2 «ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» в зданиях и сооружениях должны присутствовать технические средства визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации.
Пунктом 4.2.2 «ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» предусмотрено наличие тактильных предупреждений перед входной дверью в здание и сооружение.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе создания инвалидам условий доступности муниципальных услуг, является обязанностью органов местного самоуправления.
Исходя из положений ч.1 ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, независимо от поступления в его адрес обращений граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Томпонского района Республики Саха (Якутия) исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.08.2023.