Дело № 2-370/2023
УИД 02RS0007-01-2023-000384-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
с. Усть-Кан 26 мая 2023 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Бугуевой Н.И.,
с участием прокурора Лыковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к КУ РА «Усть-Канское лесничество» о возложении обязанности провести осмотр лесного участка,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к КУ РА «Усть-Канское лесничество» о возложении обязанности в срок до ******* провести осмотр лесосеки по договору купли-продажи лесных насаждений от ******* № , расположенной в выделе 19, квартала 43, лесная дача «Усть-Канская», Усть-Канского участкового лесничества Усть-Канского лесничества, на наличие порубочных остатков, необходимости осуществления лесовосстановления.
В обоснование заявленных требований указано, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма в лице директора КУ РА «Усть-Канское лесничество» и ФИО4 ******* заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе 19, квартала 43, лесная дача «Усть-Канская», Усть-Канского участкового лесничества Усть-Канского лесничества.
Согласно информации КУ РА «Усть-Канское лесничество» от ******* № до настоящего времени в нарушение указанных требований закона КУ РА «Усть-Канское лесничество» осмотр лесосеки с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства, в том числе на наличие порубочных остатков, разрешения вопроса о необходимости осуществления лесовосстановления не проведен.
Ненадлежащая организация по осмотру лесосек не позволяет контролировать законность использования лесозаготовителями лесных участков по целевому назначению, соблюдение условий договора купли-продажи лесных насаждений, требований нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ, что создает угрозу причинения вреда лесным ресурсам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, поскольку вследствие бездействия КУ РА «Усть-Канское лесничество», выразившегося в не проведении проверки исполнения требований лесного законодательства допускается возможность наступления негативных последствий, вызванных в результате деятельности лесопользователя, а именно, захламление территории лесосеки мусором, порубочными остатками, не осуществление вывоза заготовленной древесины. В результате нарушаются требования правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, направленные на принятие мер по предупреждению лесных пожаров, обеспечение охраны и защиты лесов.
В судебном заседании прокурор Усть-Канского района Республики Алтай – Лыкова А.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика, а также третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (ч. 3 ст. 61 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Согласно п. 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.03.2019 № 188 (далее - Правила лесовосстановления), лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению вследствие природных процессов, содействию естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению и комбинированному лесовосстановлению (п. 8 Правил лесовосстановления).
Согласно п. 9 Правил лесовосстановления учет земель, требующих лесовосстановления, производится по данным государственного лесного реестра, материалам лесоустройства, материалам специальных обследований, при отводе лесосек и осмотре мест осуществления лесосечных работ (осмотре лесосек).
В силу подп. «к» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 года № 993, п.п. «в» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, не допускается не выполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с п.п. 6, 7 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 N 135, в сфере отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство осуществляет следующие полномочия: е) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; л) осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда; в области лесных отношений Министерство осуществляет следующие полномочия: а) осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренных статьей- 19 Лесного кодекса Российской Федерации; д) осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; л) осуществление мероприятий по воспроизводству лесов; с) выполнение иных полномочий в установленной сфере деятельности, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
При этом в соответствии с п. 3 данного Положения Министерство осуществляет данную деятельность, в том числе через подведомственные Министерству государственные учреждения Республики Алтай.
Таким образом, осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда, обеспечивается КУ РА «Усть-Канское лесничество».
Согласно ч. 8 ст. 23.2 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.
Порядок заключительного осмотра лесосеки и форма акта утверждены приказом Минприроды России от 17.01.2022 N 23 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка осмотр лесосек проводится, в том числе, в целях проверки соблюдения условий договора купли-продажи лесных насаждений, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 8 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ (п. 5 Порядка).
Согласно п. 9 Порядка при осмотре лесосек устанавливаются: а) состояние просеки и прилегающей к лесосеке полосы шириной 50 метров; б) сохранность граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; в) объем заготовленной древесины; г) наличие и объем невывезенной древесины в разрезе кодов ОКПД2; д) наличие и объем неокоренной или не защищенной другими способами древесины; е) сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии); ж) наличие зависших деревьев; з) качество очистки лесосек; и) проведение лесовосстановительных работ; к) сохранность подроста, молодняка и лесных культур (при наличии); л) нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии.
По результатам осмотра лесосеки акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 Порядка).
В судебном заседании установлено, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма в лице директора КУ РА «Усть-Канское лесничество» и ФИО4 ******* заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных в выделе 19, квартала 43, лесная дача «Усть-Канская», Усть-Канского участкового лесничества Усть-Канского лесничества.
В соответствии с п. 8 договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется в срок до *******.
Согласно информации КУ РА «Усть-Канское лесничество» от ******* № до настоящего времени в нарушение указанных требований закона КУ РА «Усть-Канское лесничество» осмотр лесосеки с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства, в том числе на наличие порубочных остатков, разрешения вопроса о необходимости осуществления лесовосстановления не проведен.
Согласно ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации, лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано устранить выявленное нарушение.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, учитывая, что вследствие бездействия КУ РА «Усть-Канское лесничество», выразившегося в не проведении проверки исполнения требований лесного законодательства допускается возможность наступления негативных последствий, вызванных в результате деятельности лесопользователя, в результате которых нарушаются требования правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, направленные на принятие мер по предупреждению лесных пожаров, обеспечение охраны и защиты лесов, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить обязанность на КУ РА «Усть-Канское лесничество» в срок до ******* провести осмотр лесосеки по договору купли-продажи лесных насаждений от ******* № , расположенной в выделе 19, квартала 43, лесная дача «Усть-Канская», Усть-Канского участкового лесничества, КУ РА «Усть-Канское лесничество», на наличие порубочных остатков, необходимости осуществления лесовосстановления.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято 02 июня 2023 года.
Судья С.А. Шадеева