Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2353/2023 ~ М-1410/2023 от 05.04.2023

Дело № 2-2353/2023 УИД 76RS0014-01-2023-001402-56 изг. 17.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                             15 мая 2023 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к департаменту образования мэрии г. Ярославля, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности,

установил:

Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к департаменту образования мэрии г. Ярославля, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности в МДОУ «Детский сад », в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад » осуществляет деятельность в сфере дошкольного образования в помещениях, расположенных по адресу <адрес>, антитеррористическая защищенность данного объекта, обеспечена не в полном объеме. Несмотря на то, что актами категорирования предусмотрен ряд мероприятий, подлежащих выполнению, в том числе, в 2022 году, действий, направленных на их исполнение, МДОУ «Детский сад » не принято. Истец указывает на то, что охрана объекта не обеспечена; системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на территории, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, система видеонаблюдения, система охранной сигнализации на объекте отсутствуют, основные входы в здание не оснащены контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны), на 1-м этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Устранение нарушений невозможно в связи с отсутствием денежных средств.

Истец просит обязать департамент образования мэрии г. Ярославля в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения мероприятии, направленных на антитеррористическую защищенность МДОУ «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес>, а именно:     на оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на оснащение объекта системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией; по оснащению основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны), по оборудованию на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); обязать МДОУ «Детский сад » в течение 6 месяцев с момента поступления денежных средств выполнить работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и территории по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией; оснастить основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны), оборудовать на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

    В судебном заседании прокурор Ивченко Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Детский сад » Львова О.А. исковые требования признала частично, пояснила, что работа по установке системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), по оснащению объекта охранной сигнализацией ведется, детский сад в 2020, 2021, 2022 годах обращался к своему учредителю за выделением дополнительных денежных средств на установку СОУЭ, смета составлялась, но в бюджете учреждения нет необходимой суммы. Здание и территория детского сада системой видеонаблюдения обеспечена, что подтверждается представленными в материалы дела документами и материалами фотофиксации. В силу конструктивной особенности здания детского сада оснастить основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны), оборудовать на 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не представляется возможным. В случае оборудования поста охраны у основных входов в здание будут нарушены требования пожарной безопасности по обеспечению необходимой ширины эвакуационных выходов. В целях обеспечения антитеррористической защищенности контрольно-пропускной пункт (пост охраны) оборудован в коридоре первого этажа, в коридор первого этажа выведены сигналы с камер видеонаблюдения. Детским садом в настоящее время решается вопрос о возможности оснащения основных входов в здание контрольно-пропускными пунктами путем строительства пристроек или отдельных, вынесенных за периметр здания детского сада, помещений. Для выполнения данных работ требуется получение проектной и технической документации.

Представитель ответчика департамента образования мэрии г. Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований, настаивала на предоставлении более длительных сроков для устранения требований истца ввиду того, что все бюджетирование проводится на календарный год, поэтому на 2023 год все средства уже распланированы и запрошены, приступить к работам раньше сентября 2024 года не представляется возможным. Департамент выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, но не занимается финансированием, в связи с чем средства бюджета, запрошенные в 2023 году, могут быть выделены только в 2024 году.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных" актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

В силу п.2 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения.

На основании ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с организациями в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории)-« состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.    

Ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее по тексту - Требования). Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).

В силу п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) Объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

Из п.17 Требований следует, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения: на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

П.24, 25, 26 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются в том числе мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ): оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ). В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к указанным мероприятиям осуществляются оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Из материалов дела следует, что МДОУ «Детский сад » осуществляет деятельность в сфере дошкольного образования в помещениях, расположенных по адресу <адрес>. антитеррористическая защищенность данного объекта, обеспечена не в полном объеме.

В нарушение норм Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 охрана здания МДОУ «Детский сад » в полном объеме не обеспечена: отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, системой охранной сигнализацией здание МДОУ «Детский сад » не оснащено, основные входы в здание не оснащены контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны), на 1-м этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), что снижает антитеррористическую безопасность образовательного учреждения и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья, что является недопустимым.

Однако суд учитывает пояснения представителя ответчика МДОУ «Детский сад » о том, что техническая возможность оборудования 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) отсутствует, поскольку оборудование данного помещения повлечет уменьшение ширины эвакуационных выходов из помещений детского сада, но при этом имеются иные, альтернативные способы обеспечения антитеррористической безопасности.

Доводы ответчика в данной части истцом не опровергнуты, в связи с чем суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части понуждения МДОУ «Детский сад » оборудовать 1-м этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не имеется.

Также суд полагает, что оснований для понуждения департамента образования мэрии г. Ярославля осуществить финансирование работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и территории по адресу <адрес> не имеется, поскольку данные действия повлекут вмешательство в бюджетный процесс, что недопустимо.

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что, поскольку финансирование на проведение требуемых прокурором работ в 2023 году не выделено, решение вопроса о выделении финансирования на заявленные цели будет производиться при формировании бюджета на 2024 год, без выделения финансирования исполнение требований прокурора невозможно, должен быть установлен срок исполнения требований прокурора до сентября 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Заместителя прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к департаменту образования мэрии г. Ярославля (ИНН 7604011463, ОГРН 1027600685276), Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » ( ИНН , ОГРН ) о понуждении к выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности удовлетворить частично.

    Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » ( ИНН 7604041228, ОГРН 1027600678973) в срок до 01 сентября 2024 года выполнить работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и территории по адресу <адрес>, а именно: оборудовать объект (территорию) автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте ( территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить объект охранной сигнализацией, оснастить основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (пунктами охраны).

    В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья:                                            В.В.Барышева

2-2353/2023 ~ М-1410/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Кировского района г. Ярославля
Ответчики
МДОУ Детский сад № 75
Департамент образования мэрии города Ярославля
Другие
Мэрия города Ярославля
Департамент финансов мэрии города Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Барышева Валентина Владимировна
Дело на странице суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее