Дело №13а-339/2023
УИД 12RS0001-01-2022-000989-76
ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Волжск 02 июня 2023 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Прониной М.А.,
рассмотрев заявление администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 21 апреля 2023 года, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа «<адрес>» РМЭ обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С. от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, в обосновании требования указав, что администрация городского округа «<адрес>» является должником в исполнительном производстве №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Волжским городским судом по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, об обязании администрации городского округа «<адрес>» предоставить Заварохину Д.Д. в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу отдельное жилое помещение – благоустроенную квартиру площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору специализированного найма.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма и установлен срок исполнения в течение 5 дней с даты получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа «<адрес>» исполнительского сбора в размере 50000 рублей на основании исполнительного листа №ФС 042417193 от ДД.ММ.ГГГГ. Новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в адрес администрации городского округа «<адрес>» пришло ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение специализированного найма Заварохину Д.Д. закуплено и будет предоставлено до конца декабря 2023 года, после сдачи строящегося дома.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания части 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Судом установлено, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию городского округа «<адрес>» возложена обязанность предоставить Заварохину Д. Д.чу благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании исполнительного документа, выданного на основании решения Волжского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации городского округа «<адрес>».
ДД.ММ.ГГГГсудебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РМЭ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Поскольку на момент возбуждения исполнительного производства администрация не имела свободного жилого помещения, которое могло быть предоставлено взыскателю Заварохину Д.Д. по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл, то очевидно, что в соответствии с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующего значительных временных затрат и наличия необходимого финансирования, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в указанный судебным приставом-исполнителем срок, а потому виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа в указанный срок администрацией не допущено. Иного не доказано и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия данных о наличии вины администрации городского округа «<адрес>» РМЭ в несвоевременном неисполнении судебного решения, у суда имеются основания для удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 358 КАС РФ, статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление администрации городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С., удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Хидиатуллиной И.С.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Малышева Л.Н.