Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2022 года
УИД №
Дело № 2-1901/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 27 июля 2022 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,
при секретаре Коноплине П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрелкова Леонида Александровича, Стрелковой Натальи Евгеньевны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействительными результатов кадастровых работ, установлении местоположения границ земельного участка,
установил:
Стрелковы Л.А. и Н.Е. обратились в суд с вышеназванным иском.
В обоснование иска указали, что на основании решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 26.03.2014 № они являются собственниками по ? доле каждый жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № площадью 1116 кв.м. по адресу: <адрес>. Юридически земельный участок по адресу: <адрес>, представляет собой участок с кадастровым номером № площадью 1116 кв.м. Фактически земельный участок по адресу: <адрес>, представляет собой участок с кадастровым номером № площадью 1352 кв.м., граница земельного участка выражена забором. Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности на основании решения суда от 26.03.2014 без учета фактической площади. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства не по фактическим границам, хотя согласно существующих топографических сьемок участок имеет иную конфигурацию и площадь, в том числе на момент его формирования и утверждения проекта границ. Фактические исторически сложившиеся границы земельного участка выражены на местности забором. В фактических границах земельного участка расположены основное строение – жилой дом с кадастровым номером № и иные объекты недвижимости в виде хозяйственных построек. Земельный участок с кадастровым номером № используется площадью 1352 кв.м. на протяжении свыше 18 лет. Ранее на данной площади его использовали прежние собственники, что подтверждается топографической сьемкой 1999 года, материалами инвентаризации. Просят признать недействительными результаты кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в части определения местоположения и общей смежной границы с земельным участком земель общего пользования по точке 1 с координатами <данные изъяты> изменить местоположение указанной границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части установления новой границы с землями общего пользования, изменив координаты <данные изъяты>
Истцы, ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представителем ответчика по доверенности Черемных Е.В., представлен отзыв на иск, согласно которому просила в удовлетворении требований отказать.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы на основании решения Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 26.03.2014 являются собственниками жилого дома с КН № и земельного участка площадью 1116 кв.м. с КН №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилищное строительство, расположенных по адресу: <адрес>.
Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Смежными земельными участками по отношению к фактическим и юридическим границам земельного участка с кадастровым номером № являются:
- земельный участок с кадастровым номером № (границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства);
- земельный участок с кадастровым номером № (границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства);
- земли общего пользования.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № установлены и соответствуют фактическому землепользованию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения деятельности, указанной в статье 4 названного Закона.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков установлен статьей 19 названного Закона. Указанный порядок включает в себя подачу заявки заинтересованным правообладателем земельного участка с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земель, проверку представленных документов, составление описаний земельных участков, присвоение кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт (планов) и формирование кадастровых дел. В соответствии с пунктом 8 данной статьи кадастровый план является документом, который выдается органом, осуществляющим государственный земельный кадастровой учет, лицу, обратившемуся для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по результатам проведения такого учета.
Согласно пункту 1 статьи 16 этого Закона кадастровый план земельного участка представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
На основании частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу установленного статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения смежная граница не могла проходить по существующим в момент ее установления постройкам.
Положения закона о том, что при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании предусмотрено обеспечение учета законных интересов граждан, права которых могут быть затронуты межеванием, при этом необходимо учитывать сложившееся землепользование, содержались в Федеральном законе № 221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости», вступившем в силу с 01.03.2008.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 данного Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность устранения допущенных при производстве кадастровых работ по установлению границ участков ошибок также была предусмотрена положениями статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ошибкой в государственном кадастре недвижимости является либо техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН, либо воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (ошибка в сведениях).
В настоящее время возможность устранения ошибок, допущенных при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков предусмотрена статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (пункт 3).
В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению истцов, кадастровым инженером проведены кадастровые работы, составлен межевой план, определены координаты характерных точек.
Как следует из межевого плана, фактические сложившиеся границы земельного участка выражены забором и отличаются от ранее установленных в ЕГРН границ, что в свою очередь подтверждается топографической съемкой земельного участка от 14.12.1999, планом установленных границ от 07.09.2001, в соответствии с которыми в его площадь всегда входила территория, занятая палисадником.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией истцов о том, что при проведении кадастровых работ по установлению границы земельного участка истов с КН № допущена реестровая ошибка, связанная с нарушением пространственной привязки участка, с нарушением конфигурации участка, при несовпадении координат с фактическими границами.
С учетом того, что проведенное межевание нарушает права и законные интересы истцов, противоречит требованиям, предъявляемым к межеванию, его результаты подлежат признанию недействительными в соответствующей части.
С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет требование об установлении такой границы по точкам координат, указанным кадастровым инженером в качестве координат фактической границы спорного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Стрелкова Леонида Александровича, Стрелковой Натальи Евгеньевны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействительными результатов кадастровых работ, установлении местоположения границ земельного участка, - удовлетворить.
Признать недействительными результаты кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, в части определения местоположения и общей смежной границы с земельным участком земель общего пользования по точке 1 с координатами <данные изъяты> в точке 5 с координатами <данные изъяты>
Изменить местоположение указанной границы земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, в части установления новой границы с землями общего пользования, изменив координаты точки 1 на координаты <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах, местоположении и площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья М.П. Вершинина