Дело № 2-222/2024
УИД: №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.
при секретаре Чижовкиной О.В.
с участием прокурора Носова А.В., ответчиков по первоначальному иску Линкера С.Э., Линкер Е.А., Аксеновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми к Линкеру С.Э,, Линкер Е.А., Аксеновой О.С. о взыскании размера возмещения, прекращении права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, признании права собственности за муниципальным образованием, по встречному иску Линкера С.Э, к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
с учетом уточненного искового заявления в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми обратилось в суд с иском о взыскании с администрации г. Перми в пользу Линкера С.Э. размера возмещения в сумме 1 166 816 рублей за комнату площадью 23,1 кв.м по <адрес>, а также за долю в праве собственности на земельный участок с <адрес>; прекращении права собственности Линкера С.Э. на комнату площадью 23,1 кв.м по <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок <адрес>; признании Линкера С.Э., Линкер Е.А., Аксеновой О.С. утратившими право пользования жилым помещением, указав в решении суда, что оно является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу; выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; признании право собственности за муниципальным образованием город Пермь на комнату площадью 23,1 кв.м по <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что комната площадью 23,1 кв.м по <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику. Также собственникам жилых помещений в доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии от 25 марта 2014 года, издано распоряжение от 18 мая 2015 года о признании дома № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые помещения и снести дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления. Учитывая, что в данный срок действия совершены не были, изданы распоряжения от 13 июля 2022 года об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> площадью 1567,0 кв.м, распоряжение от 15 июля 2022 года об изъятии для муниципальных нужд комнаты № площадью 23,1 кв.м. Согласно отчету от 10 декабря 2022 года, выполненному ООО «Оценка-Консалтинг», рыночная стоимость изымаемой комнаты в общежитии площадью 23,1 кв.м по <адрес>, с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в т.ч. земельный участок, определена в размере 1 007 600 рублей, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 116 000 рублей. Согласно справке от 04 апреля 2022 года, выполненной Пермской торгово-промышленной палатой, размер убытков составляет 43 216 рублей. Доказательств иных убытков собственником не представлено. Поскольку собственник отказался от заключения договора изъятия жилого помещения, руководствуясь статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
02 февраля 2024 года судом принято к производству встречное исковое заявление Линкера С.Э. к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен аварийного, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям жилого помещения по <адрес>, равнозначного по общей площади 23,1 кв.м.
В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит комната площадью 23,1 кв.м, расположенная по <адрес>. Иного жилья в собственности для проживания не имеет. Жилье маневренного фонда не предоставлялось. В связи с тем, что аварийный дом включен в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-П, истец имеет право выбора способа обеспечения жилищных прав в виде предоставления в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому.
Истец по первоначальному иску муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, на исковых требованиях настаивает, со встречным исковым заявлением не согласны. Вопрос для принятия решения оставлен на усмотрение суда.
Ответчик по первоначальному иску Линкер С.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований администрации г. Перми, поддержал встречные требования, пояснив, что спорное помещение приобретено им в 2008 году. В квартире зарегистрирована бывшая супруга и дочь, которые не снимаются с регистрационного учета. Фактически в комнате проживает он один. На размер компенсации, который предлагается администрацией, возможности купить жилое помещение не имеется, является пенсионером.
Ответчик Линкер Е.А. в судебном заседании поддержала встречные требования, возражала против удовлетворения первоначального иска, пояснив, что с 2014 года не проживает в жилом помещении. Комната фактически была предоставлена Линкеру С.Э. в связи с трудовыми отношениями всей семье.
Ответчик Аксенова О.С. в судебном заседании поддержала встречные требования, возражала против удовлетворения первоначального иска, пояснив, что в спорной комнате никогда не жила, имеет только регистрацию. Полагает, что для ее отца будет лучше предоставление другого жилья, поскольку денежных средств может не хватить, или его обманут.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные требования частично, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Жилое помещение – комната площадью 23,1 кв.м, расположенная по <адрес>, принадлежит на праве собственности Линкеру С.Э. Право собственности зарегистрировано 10 июня 2008 года (л.д. 10-11, 88-89).
По указанному адресу зарегистрированы Линкер С.Э., Линкер Е.А., Аксенова О.С. (138, 143-144).
Линкер С.Э. и Линкер Е.А. являются родителями Аксеновой (Линкер) О.С. (л.д.120).
Согласно техническому паспорту от 30 марта 1998 года, дом 1957 года постройки по <адрес>, имеет процент износа 55% (л.д. 12-14).
В соответствии с техническим заключением, выполненным РСМП «Энергетик» в 2013 году, проведено обследование дома по <адрес>, по результатам которого установлено, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций находится от ограниченно-работоспособного до аварийного состояния. Срок эксплуатации здания на момент обследования составляет 57 лет. Утепление наружных стен и капитальный ремонт здания (стен, междуэтажного и чердачного перекрытия, стропильной системы) проводить нецелесообразно. Более половины жилых помещений и основных несущих конструкций (стен, фундаментов, перекрытий) отнесены к категории аварийных и характеризуются повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих и ограждающих конструкций, которые могут вызвать потерю устойчивости здания и представляют опасность для жизни проживающих. Предельные затраты на восстановление конструкций деревянного здания и приведения его к пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам будут превышать затраты на возведение нового строения из современных конструкций и материалов. Приведение здание в состояние, соответствующее нормативным требованиям, нецелесообразно и не представляется возможным, т.к. основные несущие и ограждающие конструкции находятся в аварийном состоянии. Необходимо рассмотреть вопрос по расселению жителей и сносу дома (л.д. 15-28).
Заключением межведомственной комиссии от 25 марта 2014 года принято решение о признании многоквартирного дома № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 30).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 18 мая 2015 года собственникам жилых помещений в указанном доме предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение шести месяцев с момента получения уведомления (л.д. 31).
Распоряжением от 29 января 2016 года в распоряжение от 18 мая 2015 года внесены изменения в части уведомления собственников о принятии мер по отселению граждан, проживающих, в том числе, в доме № по <адрес>, в срок до 31 декабря 2020 года (л.д. 32).
29 декабря 2020 года принято распоряжение, которым внесены изменения в распоряжение от 29 января 2016 года в части установления сроков расселения граждан в срок до 01 сентября 2025 года (л.д. 33).
09 февраля 2021 года в адрес Линкера С.Э. направлены указанные распоряжения (л.д. 34-38).
15 марта 2022 года распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми внесены изменения в распоряжение от 18 мая 2015 года в редакции от 29 декабря 2020 года в части предписания собственникам жилых помещений освободить помещения и снести аварийные дома в течение одного месяца со дня получения уведомления (л.д. 43).
16 марта 2022 года в адрес Линкера С.Э. направлены распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, конверт возвращен отправителю (39-42).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 13 июля 2022 года для муниципальных нужд г. Перми изъят, в том числе земельный участок под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, площадью 1567,0 кв.м по <адрес> (л.д. 44).
Распоряжением от 15 июля 2022 года в связи с признанием многоквартирного жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за жилое помещение изъята комната № площадью 23,1 кв.м (л.д. 50).
13 июля 2022 года, 10 февраля 2023 года в адрес Линкера С.Э. направлены распоряжения, проект соглашения (договора) об изъятии жилого помещения (45-49, 52-54).
В соответствии с отчетом об оценке № от 10 декабря 2022 года, рыночная стоимость жилого помещения (комната в общежитии), назначение: жилое, площадью 23,1 кв.м. по <адрес>, составляет 1 123 600 рублей с учетом доли в праве на общедомовое имущество, в т.ч. земельный участок, с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома при расселении ветхого и аварийного жилья (л.д. 55-82).
Справкой Пермской торгово-промышленной палаты от 04 апреля 2022 года определена средняя рыночная стоимость услуг грузчиков, грузоперевозок для получения компенсации расходов по переезду (л.д. 83).
Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 29 марта 2023 года информацией о выполнении работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме по <адрес>, в том числе на дату первой приватизации и в течение всего периода эксплуатации департамент не обладает (л.д. 123).
Для определения выкупной цены жилого помещения, подлежащего изъятию у собственника, определением суда от 31 октября 2023 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту О.. (л.д. 126-130).
Заключением эксперта О. № от 20 декабря 2023 года размер возмещения за комнату площадью 23,1 кв.м в доме по <адрес> с учетом рыночной стоимости доли собственника в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома и земельного участка под ним (в т.ч. стоимость доли в общедомовом имуществе, стоимость доли в земельном участке) пропорционально размеру общей площади жилого помещения в ценах на дату производства экспертизы, стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения в связи с изъятием, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, поиск другого жилого помещения, услуги риэлтора, переезд, стоимость непроизведенного капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>, в объеме, предусмотренном положениями статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, пропорционально размеру принадлежащего ответчику жилого помещения, в ценах на дату производства экспертизы – 19 декабря 2023 года, составляет 1 656 600 рублей. Многоквартирный дом 1957 года постройки, расположенный по <адрес>, нуждался в проведении выборочного капитального ремонта на дату первой приватизации квартиры в указанном доме – 20 ноября 2006 года (л.д. 155-223).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 1, часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания жилищного права; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В силу статей 209, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Так, реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Как следует из пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, в которую вошел дом по <адрес>, планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2024 года.
Региональной адресной программой предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения. Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении условий, в том числе в порядке наследования независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу.
Обращаясь со встречным иском, Линкер С.Э. настаивал на выбранном способе обеспечения жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу, в связи с чем, при отсутствии согласия собственника на денежное возмещение, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска муниципального образования город Пермь о взыскании размера возмещения за аварийное жилое помещение.
Предоставление собственнику иного жилого помещения взамен изымаемого с учетом сроков расселения жильцов дома до 31 декабря 2024 года фактически лишает граждан нормальных условий для проживания. Восстановление данных прав возможно путем возложения на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению истцам по встречному иску иного жилого помещения.
Поскольку жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в отсутствие возможности проживания собственника спорного помещения в ином месте, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Линкеру С.Э. благоустроенное жилое помещение в виде комнаты общей площадью не менее 23,1 кв.м, в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, взамен комнаты общей площадью 23,1 кв.м, расположенной в доме по <адрес>.
Право собственности Линкера С.Э. на жилое помещение – комнату площадью 23,1 кв.м по <адрес>, а также на долю в праве долевой собственности на земельный участок пропорционально площади жилого помещения, подлежит прекращению после предоставления муниципальным образованием город Пермь Линкеру С.Э. в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, иного благоустроенного жилого помещения.
Предоставление Линкеру С.Э. в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу является основанием для возникновения права собственности на трехкомнатную квартиру, площадью 55,9 кв.м, расположенную по <адрес>, а также на долю в праве долевой собственности на земельный участок пропорционально площади жилого помещения за муниципальным образованием город Пермь.
Одновременно с предоставлением другого жилого помещения право пользования жилым помещением – комнатой площадью 23,1 кв.м по <адрес>, у Линкер С.Э., Линкер Е.А., Аксеновой О.С. прекращается; Линкер С.Э. подлежит выселению; решение суда является основанием для снятия Линкера С.Э., Линкер Е.А., Аксеновой О.С. с регистрационного учета по указанному адресу.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
При подаче искового заявления муниципальным образованием город Пермь в лице администрации г. Перми размер возмещения, подлежащий взысканию в пользу Линкера С.Э., был определен на основании отчета об оценке от 10 декабря 2022 года, выполненного ООО «Оценка-Консалтинг», а также справки Пермской торгово-промышленной палаты от 04 апреля 2022 года.
Для определения выкупной цены жилого помещения, подлежащего изъятию у собственника, по ходатайству администрации г. Перми определением суда от 31 октября 2023 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту О. Оплата экспертизы возложена на администрацию г. Перми.
Платежным поручением № от 25 октября 2023 года подтверждается внесение департаментом финансов администрации г. Перми (УЖО администрации г. Перми) 18 000 рублей на депозитный счет Управления Судебного департамента в Пермском крае в счет оплаты проведения экспертизы.
Заключение эксперта О. № от 10 декабря 2023 года с ходатайством об оплате экспертизы в сумме 20 000 рублей поступило в суд 22 декабря 2023 года (л.д. 152-153).
Определением судьи Кировского районного суда г. Перми от 27 февраля 2024 года Управлению Судебного департамента в Пермском крае постановлено произвести оплату стоимости судебной оценочной экспертизы, назначенной определением Кировского районного суда города Перми от 31 октября 2023 года по гражданскому делу № за счет денежных средств, внесенных департаментом финансов администрации г. Перми (УЖО администрации г. Перми) на депозитный счет Управления Судебного департамента в Пермском крае по платежному поручению № от 25 октября 2023 года на 18 000 рублей (по определению судьи Кировского районного суда г. Перми от 19 октября 2023 года, гражданское дело № эксперту – ИП О.
Поскольку до предъявления исковых требований администрацией г. Перми стороны не пришли к согласию о размере выкупной стоимости спорного помещения, а отчет, представленный стороной истца при предъявлении иска, утратил свою актуальность, по ходатайству администрации г. Перми судом по настоящему делу назначалась судебная экспертиза, оплата которой в сумме 2 000 рублей (20 000 – 18 000) не произведена.
Впоследствии ответчиком по первоначальному иску Линкером С.Э. заявлены встречные исковые требования о возложении обязанности на муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми предоставить другое благоустроенное жилое помещение взамен аварийного.
Поскольку по результатам рассмотрения дела администрации г. Перми отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу собственника аварийного жилого помещения размера возмещения, а встречные требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены, суд приходит к выводу, что судебные расходы по оплате судебной экспертизы, назначенной определением суда от 31 октября 2023 года, в размере 2 000 рублей подлежат взысканию с администрации г. Перми.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми к Линкеру С.Э, о взыскании размера возмещения за аварийное жилое помещение отказать.
Встречные исковые требования Линкера С.Э, удовлетворить.
Обязать администрацию города Перми (ИНН 5902290635) предоставить в собственность Линкеру С.Э, благоустроенное жилое помещение в виде комнаты общей площадью не менее 23,1 кв.м в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, взамен комнаты <адрес>.
Одновременно с предоставлением другого жилого помещения:
- право собственности Линкера С.Э, на комнату <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок <адрес>, прекращается;
- за муниципальным образованием город Пермь признается право собственности на комнату <адрес>, а также на долю в праве собственности на земельный участок <адрес>;
- право пользования Линкера С.Э,, Линкер Е.А., Аксеновой О.С. жилым помещением - комнатой <адрес>, прекращается;
- Линкер С.Э, подлежит выселению из комнаты, расположенной по <адрес>;
- решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Линкера С.Э,, Линкер Е.А., Аксеновой О.С. по <адрес>.
Взыскать с администрации г. Перми (ИНН 5902290635) в пользу индивидуального предпринимателя О. расходы по оплате экспертизы в размере 2 000 рублей.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Т.Е. Варакшина
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года