Дело №
(УИД53RS0015-01-2023-000833-54)
Решение
именем Российской Федерации
15ноября2023года п.Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Швалевой О.В.,
при секретаре Романовой А.С.,
с участием представителя истца Алёнкина А.В.,
ответчика Романова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к Романову Д.А. об обеспечении разработки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия «Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова сер.ХIX - нач.ХХ веков» в соответствии с заключением государственной историко-культурной экспертизы,обязании произвести работы по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области обратилась с исковым заявлением к Романову Д.А. об обязаниив течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия- «Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова,сер.XIX-нач.XXвеков»,расположенного по адресу:Новгородская область,Шимский район,с.Медведь,ул.Путриса,д.12,в соответствии с заключением государственной историко-культурной экспертизы; в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда при наличии разработанной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия - «Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова,сер.XIX-нач.XXвеков»,расположенного по адресу:<адрес>,провести работы по сохранениюобъекта культурного наследия.
Представитель истца-Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области Алёнкин А.В.в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и основания,указанным в иске,настаивал на полном удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Романов Д.А.в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения судом заявленных истцом требований,просил суд об увеличении сроков выполнения указанных в исковом заявлении работ,а именно об увеличении срока разработки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия до двух лет,увеличении срока проведения работ по сохранению объекта до четырех лет.
Представитель третьего лица на стороне ответчика,не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,Администрации Шимского муниципального района Новгородской области,в судебное заседание не явился,извещён о дате,времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Выслушав стороны,исследовав письменные материалы дела,суд приходит к следующему выводу.
Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова сер.XIX- нач.XXвеков-объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры),находящийся по адресу:<адрес>,принят на государственную охрану приказом Комитета государственной охраны культурного наследия <адрес> от21августа2015года № 78 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый реестр объектов культурного наследия (памятников историй и культуры) народов Российской Федерации».
Приказом Министерства культуры Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ №-р указанный объект культурного наследия зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (регистрационный №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра невидимости собственником указанного объекта культурного наследия является ответчик Романов Д.А..
Представителем истца13февраля2023года проведено выездное обследование с целью установления состояния объекта,в ходе которого установлено,что памятник расположен в центральной части <адрес>,юго-восточнее ансамбля построек военных поселений,представляет собой Г-образное двухэтажное здание с мезонином со стороны фасада,выходящего на <адрес> памятник из трёх объёмов - первоначального здания с парадным южным фасадом,примыкающего к нему с севера прямоугольного объекта,имеет с западной стороны два современных высоких каменных крыльца,к которому с севера примыкает еще одна более поздняя пристройка,окрашенная в бледно-зелёный цвет.
Здание построено из красного кирпича,западный и южный фасады оштукатурены и побелены, дворовые фасады не оштукатурены.На западном и южном фасадах наблюдается фрагментарная утрата штукатурного слоя,деструкция кирпичной кладки.На восточном фасаде здания (на северном углу первоначального объёме) имеется глубокая вертикальная трещина,кирпичная кладка в этом месте значительно деструктурирована.
Главный вход находится на юго-западном углу здания,над входом сооружён небольшой балкон.Еще один,современный балкон,устроен в центральной части западного фасада.
Оконные рамы первого этажа первоначального здания - прямоугольные,второго этажа - арочные.Оконные проёмы южного и западного фасада закрыты плёнкой либо деревянными щитами,часть заложены кирпичом.
Состояние памятника на момент его осмотра и обследования неудовлетворительное.
По результатам выездного обследования технического состояния объекта культурного наследия«Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова сер.XIX-нач.XXвеков» 13февраля2023года собственнику объекта направлялось предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и предлагалось получить соответствующее задание на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в Инспекции,разработать проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия и провести работы по их сохранению,о чем уведомить инспекцию.Информация о принятых мерах по сохранению объектов от собственника не поступала.
Ранее сотрудниками инспекции неоднократно проводились обследования данного объекта культурного наследия, в ходе которых также выявлялось неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия.
Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия собственником не предпринимались,состояние объекта культурного наследия продолжает ухудшаться.Информация о разработанной проектной документации по сохранению данного объекта культурного наследия в инспекции отсутствует,работы по сохранению не ведутся.
Отсутствие мер по сохранению памятника,предусмотренные требованиями Федерального закона от25.06.2002 № 73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» может привести к разрушению данного объекта культурного наследия и его последующей утрате.
В силу ст.210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичное требование закреплено в Законе №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно ч.1ст.33Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия,включённые в реестр,выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения,разрушения или уничтожения,изменения облика и интерьера (в случае,если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны),нарушения установленного порядка их использования,незаконного перемещения и предотвращения других действий,могущих причинить вред объектам культурного наследия,а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьёй40Закона установлено,что сохранение объекта культурного наследия-меры,направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия,предусматривающие консервацию,ремонт,реставрацию,приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские,изыскательские,проектные и производственные работы,научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия,технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Требования к сохранению объекта культурного наследия,включенного в реестр,должны предусматривать консервацию,ремонт,реставрацию объекта культурного наследия,приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (ст.47.2Закона № 73-ФЗ).
При содержании и использовании объекта культурного наследия,включенного в реестр,выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом,санитарном и противопожарном состоянии,не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия,включенного в реестр,поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ,разрешения на проведение указанных работ,разрешения на проведение указанных работ,проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия,а также при условии осуществления технического,авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ст.45Закона № 73-ФЗ).
Пунктом3ст.44Конституции Российской Федерации установлено,что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с п.1ст.46ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу подп.1п.6ст.11Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке,установленном законодательством Российской Федерации,имеют право подавать иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения,использования,популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
На основании п.3.1.8Положения об инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области,утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от17ноября2016года № 405,инспекция в случаях и порядке,установленных законом № 73-ФЗ осуществляет меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия либо объектов,обладающих признаками объекта культурного наследия.
Судом принято во внимание то обстоятельство,что ответчик полностью согласен с заявленными истцом требованиями,указанная позиция ответчика является его правом,не противоречит действующему законодательству,не нарушает права и законные интересы участвующих в деле лиц,а также третьих лиц.При этом суд не находит в настоящее время оснований для увеличения определенных истцом сроков для разработки проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и сроков проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.Определенные истцом сроки основаны на требовании закона,являются разумными и обоснованными.Ответчик Романов Д.А.надлежащим образом осведомлен о действительном состоянии объекта культурного наследия,собственником которого он является,фактически указанным объектом культурного наследия ответчик владеет достаточно длительный период времени,в ходе судебного разбирательства судом установлено,что еще в2017году ответчиком Романовым Д.А.в управлении государственной охраны культурного наследия Новгородской области было получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в части проведения работ по ремонту фасадов,что свидетельствует об обязанности ответчика выполнить требования истца в установленные законом сроки,об осведомленности ответчика о наличии у него таковой обязанности.
В соответствии с частью1статьи103ГПК РФ издержки,понесённые судом в связи с рассмотрением дела,и государственная пошлина,от уплаты которых истец был освобождён,взыскиваются с ответчика,не освобождённого от уплаты судебных расходов,пропорционально удовлетворённой части исковых требований.В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета,за счёт средств которого они были возмещены,а государственная пошлина-в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений,установленнымбюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом,с ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере300рублей.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,суд
решил:
Исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к Романову Д.А. удовлетворить.
Обязать ответчика Романова Д.А.,№,в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия - «Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова,сер.XIX-нач.XXвеков»,расположенного по адресу:<адрес>,в соответствии с заключением историко-культурной экспертизы.
Обязать ответчика Романова Д.А.,№в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда при наличии разработанной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия- «Комплекс построек усадьбы купца М.К.Гаврилова,сер.XIX-нач.XXвеков» провести работы по его сохранению,о проведенных работах по сохранению объекта культурного наследия уведомить Инспекцию.
Взыскать с Романова Д.А.,№,в доход бюджета Шимского муниципального района Новгородской области судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере300рублей.
На решение лицами,участвующими в деле,может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Разъяснить лицам,участвующим в деле,право на ознакомление с мотивированным решением,начиная с16ноября2023года.
В окончательной форме решение принято15ноября2023года.
Председательствующий: О.В.Швалева