Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-17/2024 (2-941/2023;) ~ М-990/2023 от 24.11.2023

УИД 66RS0049-01-2023-001266-23

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года

Дело № 2-17/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Реж 11 января 2024 года

Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Лихачевой А.С.,

при секретаре Сычёвой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2024 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации Режевского городского округа, МЖКУП «Клевакинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Главного государственного санитарного врача в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Режевского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что МЖКУП «Клевакинский» осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд. В отношении данного предприятия проведена проверка. В ходе проведения проверки установлено нарушение санитарного законодательства по вопросу организации санитарно-защитной зоны, данный факт также был установлен при анализе информации, размещенной в информационного телекоммуникационной сети «Интернет». За нарушение санитарного законодательства, в отношении МЖКУП «Клевакинский» вынесено постановление о назначении административного наказания.

Истец просит:

- признать бездействие Администрации Режевского городского округа в не организации и не получению санитарно-эпидемиологического заключения на водные объекты: скважины № 7949 и №7942 с. Леневское незаконным;

- возложить обязанность на Администрацию Режевского городского округа в срок до 31 декабря 2023 года организовать и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водные объекты: скважины № 7949 с. Леневское, № 7942 с. Леневское;

- признать бездействие Администрации Режевского городского округа в не организации и не разработке проекта зон санитарной охраны скважины № 7949 с. Леневское, и скважины № 7942 с. Леневское, незаконными;

- возложить на ответчика обязанность организовать разработку проекта зон санитарной охраны скважин № 7949 с. Леневское, № 7942 с. Леневское, получить решение об установлении зоны санитарной охраны водного объекта скважин № 7949 с. Леневское, № 7942 с. Леневское, в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до 31 декабря 2023 года.

Протокольным определением Режевского городского суда Свердловской области от 21 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЖКУП «Клевакинский».

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, посредствам телефонограммы просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Администрации Режевского городского округа Лупин В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что действительно имеется нарушение санитарного законодательства со стороны органа местного самоуправления, просил установить срок исполнения требований до 31 декабря 2024 года. Дополнительно указал, что вода в скважинах не соответствует санитарно-эпидемиологическим требования, в связи с чем невозможно получить положительное заключение по воде. Кроме того, скважины расположены вблизи жилых домов, в результате чего установление зоны санитарной охраны также невозможно. На 2024 год запланированы мероприятия по геолого-разведывательным работам для бурения новых скважин.

Представитель МЖКУП «Клевакинский» Смирнова Н.М., действующая на основании распоряжения, в судебном заседании пояснила, что согласна с позицией администрации. Указала, что скважина №7949 расположена вблизи жилых домов, в воде превышена концентрация нитратов, в связи с чем не представляется возможным получить санитарно-эпидемиологическое заключение и установить зону санитарной охраны. Скважина №7942 с. Леневское является резервной скважиной.

В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.п. 1, 5 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ч.2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч. 2 ст. 43 данного Кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 1 ст. 55 того же Кодекса закреплено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.2 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ)

В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с постановлением Администрации Режевского городского округа №175 от 05 февраля 2016 года МЖКУП «Клевакинский» присвоен статус гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Режевского городского округа с. Клевакинское, с. Леневское, д. Каменка (л.д. 20).

Как следует из материалов дела, водонапорные скважины №7942 с. Леневское, №7949 с.Леневское переданы Администрацией Режевского городского округа на техническое обслуживание МЖКУП «Клевакинский». Скважина №7942 предприятием не используется (л.д. 51).

Согласно Акту территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах по результатам плановой выездной проверки от 29 августа 2023 года не организована ЗСО на водопроводе в с. Леневском, подающем воду из подземного источника скважины №7949 с. Леневское; не разработан проект организации ЗСО скважины №7949; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины №7949 с.Леневское санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (л.д.27-30).

Постановлением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах от 21 сентября 2023 года МЖКУП «Клевакинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 48-50).

Таким образом, судом установлено, что имеются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде по водным объектам – скважин №7949 и №79842 с. Леневское, а именно: не организовано и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение; не организована разработка проекта зон санитарной охраны скважин, не получено решение об установлении зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный факт ответчиками не оспорен.

Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая поддерживаемые представителем истца требования, суд в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приходит к выводу о том, что именно на МЖКУП «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа должны быть возложены обязанности по устранению выявленных нарушений в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области подлежат удовлетворению.

Что касается срока исполнения возложенных обязанностей, то суд приходит к следующему.

Принимая во внимание объем необходимых работ для устранения выявленных нарушений в сфере водоснабжения и водоотведения, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года является разумным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации Режевского городского округа, МЖКУП «Клевакинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Режевского городского округа, Муниципального жилищно-коммунального унитарного предприятия «Клевакинский» по не организации и не получению санитарно-эпидемиологического заключения на водные объекты: скважины №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Возложить на Муниципальное жилищно-коммунальное унитарное предприятие «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа обязанность в срок до 31 декабря 2024 года: организовать и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водные объекты: скважины №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Признать незаконным бездействие Администрации Режевского городского округа, Муниципального жилищно-коммунального унитарного предприятия «Клевакинский» по не организации и не разработке проекта зон санитарной охраны скважин №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Возложить на Муниципальное жилищно-коммунальное унитарное предприятие «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа обязанность в срок до 31 декабря 2024 года: организовать разработку проекта зон санитарной охраны скважин №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области, получить решение об установлении зоны санитарной охраны водных объектов - скважин №7949, №7942 с.Леневское Режевского городского округа Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья                           А.С. Лихачева

2-17/2024 (2-941/2023;) ~ М-990/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
Ответчики
Администрация РГО
Другие
МЖКУП "Клевакинский"
Суд
Режевской городской суд Свердловской области
Судья
Лихачева Анастасия Сергеевна
Дело на сайте суда
rezhevskoy--svd.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2023Предварительное судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено
20.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее