УИД №62RS0031-01-2021-000329-73
Дело № 2-239/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 года. р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Рябкова И.А., представителя истца Даньшина В.А., при секретаре Морозовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никишцева Александра Ивановича к Администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Никишцев А.И., действуя через своего представителя Даньшина В.А., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону. Свои требования истец мотивирует тем, что 22 июля 1993 года умер его брат ФИО1, после смерти которого осталось наследственное имущество в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а так же земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, 24 февраля 2001 года умерла его сестра ФИО2, после смерти которой осталось наследственное имущество в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а так же земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Наследником первой очереди после их смерти является их мать – ФИО3, которая не оформив своих наследственных прав на указанное имущество, умерла 26 мая 2002 года. Истец указывает, что последняя фактически приняла наследство после смерти ФИО1 и ФИО2, так как оставалась проживать в указанном доме, пользовалась земельным участком, вместе с истцом перекрыли крышу, отремонтировали полы в коридоре, производили текущий ремонт. После смерти матери истец по делу так же фактически принял наследство, поскольку продолжал пользоваться указанным имуществом, по своему усмотрению распорядился предметами домашнего обихода и обстановки, принадлежащими матери. Ключи от дома находятся у него, первые два года после смерти матери на земельных участках сажал картофель. Таким образом, истец полагает, что указанное имущество должно принадлежать ему по праву собственности, в связи с чем, он обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебное заседание истец Никишцев А.И. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Никишцева А.И. – Даньшин В.А., в судебном заседании просил удовлетворить требования своего доверителя.
Ответчик – Администрация муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, то есть после 1 марта 2002 года (статья 1 ФЗ-№ 147).
Таким образом, в данном случае подлежат применению положения раздела VII «Наследственное право» Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года.
В соответствии со статьей 530 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на момент открытия наследства после смерти ФИО1, умершего 22 июля 1993 года и после смерти ФИО2, умершей 24 февраля 2001 года, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Согласно статье 546 Гражданского кодекса РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
По делу установлено, что 22 июля 1993 года умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат истца), что подтверждается копией свидетельства о смерти I-ОБ № от 30 июля 2002 года, записью акта о смерти № 13 от 23 июля 1993 года (л.д.11, 145).
После смерти ФИО1 осталось наследственное имущество, состоящее из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а так же земельного участка, площадью 0,05 га., расположенного по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, 24 февраля 2001 года умерла ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сестра истца), что подтверждается копией свидетельства о смерти I-МЮ № от 26 февраля 2001 года (л.д.10).
После смерти ФИО2 осталось наследственное имущество, состоящее из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а так же земельного участка, площадью 0,05 га., расположенного по адресу: <адрес>.
Право долевой собственности наследодателей на жилой дом подтверждается договором дарения целого жилого дома от 23 марта 1990 года, согласно которого ФИО3, проживающая в селе <адрес> подарила ФИО2, ФИО1 и Никишцеву Александру Ивановичу в равных долях каждому жилой деревянный дом, общей площадью 40 кв.метров, расположенный в селе <адрес>. Данный договор удостоверен секретарем сельского Совета народных депутатов Шиловского района Рязанской области и зарегистрирован в реестре за № 18 (л.д.15).
Из справки, выданной Главой администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области № 123 от 11 марта 2021 года следует, что по состоянию на 11 марта 2021 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доле каждому: ФИО2, ФИО1, Никишцеву Александру Ивановичу (записи в похозяйственной книге № 39 лицевой счет № 8 за 2016-2020 годы) (л.д.30).
Решением Совета депутатов муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области № 12 от 19 марта 2010 года названному жилому дому присвоен адрес: <адрес> (л.д.61-63).
Вместе с тем, сведения о жилом доме внесены в государственный кадастр недвижимости и ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №КУВИ-002/2021-51894907 от 06 мая 2021 года. Согласно данной выписки, копия которой имеется в материалах дела, данный жилой дом, общей площадью 40,0 кв.м., расположен по адресу: <адрес>. При этом, в графе «Особые отметки» имеются сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав. Вид права: общая долевая собственность, правообладатели: ФИО2 и ФИО1, реквизиты документа-основание договор дарения целого жилого дома от 23 марта 1990 года. Так же имеются сведения о зарегистрированной доле недвижимости в реестре прав, где правообладателем значится Никишцев Александр Иванович (л.д.93-95).
Право собственности на земельные участки подтверждается архивными выписками № 182 и № 184 от 01 апреля 2021 года, выданными Сектором архивного отдела Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области, согласно которых на основании Постановления Главы Нармушадской сельской администрации Шиловского района Рязанской области № 65 от 02 октября 1992 года за ФИО1 закреплен земельный участок в собственность, в размере 0,05 га, за ФИО2 закреплен земельный участок в собственность, в размере 0,05 га. (л.д.19, 20, 22).
Сведения о земельных участках, внесены в государственный кадастр недвижимости и им присвоены кадастровые номера № (земельный участок, принадлежащий ФИО1), № (земельный участок, принадлежащий ФИО2), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-002/2021-518949907 от 06 мая 2021 года (л.д.89-92). При этом, в графе «Особые отметки» имеются сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав. Вид права: собственность, правообладатель: ФИО1, ФИО2, реквизиты документа-основания: Постановление главы администрации Нармушадского сельского округа от 02 октября 1992 года № 65.
Постановлениями администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области № 13 и № 14 от 01 марта 2021 года, земельному участку с кадастровым № присвоен адрес: <адрес>, земельному участку с кадастровым № присвоен адрес: <адрес>2 (л.д.43, 49).
Кроме этого, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области предоставлены суду сведения из ЕГРПН от 13 мая 2021 года за № 01-18/1532 о формирования кадастрового квартала и перечень ранее учтенных участков в границах кадастрового квартала №, утвержденный 02 декабря 2002 года, где за ФИО1 и ФИО2 в селе Нармушадь в собственности для ведения личного подсобного хозяйства значится по земельному участку (л.д.99-142).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 на день его смерти 22 июля 1993 года принадлежали на праве собственности 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым №, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Масловой Н.И. на день её смерти 24 февраля 2001 года принадлежали на праве собственности 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым №, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При жизни ФИО1 и ФИО2 завещания не оставили. Наследником первой очереди после их смерти являлась их мать – ФИО3, которая в установленный законом срок не обратилась с заявлением к нотариусу, что подтверждается информацией от нотариуса о том, что наследственное дело к имуществу умершего 22 июля 1993 года ФИО1 и наследственное дело к имуществу умершей 24 февраля 2001 года ФИО2 нотариальной конторой не заводилось.
Однако ФИО3, мать истца по делу, совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно оставалась проживать в указанном доме, пользовалась земельным участком, вместе с истцом перекрыли крышу, отремонтировали полы в коридоре, производили текущий ремонт
Данный факт принятия наследства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3 и ФИО4, которые пояснили, что после смерти ФИО1 и ФИО2 в жилом доме осталась проживать их мать ФИО3, а после ее смерти за домом и земельным участком приглядывал её сын Никишцев А.И.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они являются последовательными, не противоречащими друг другу и подтверждаются письменными доказательствами, перечисленными ранее.
Факт родственных отношений ФИО3 с умершими ФИО1 и ФИО2 подтверждается записью акта о рождении ФИО1 № 31 от 28 июля 1956 года, свидетельством о рождении ФИО2 серии ЩМ № от 19 марта 1952 года, справкой о заключении брака ФИО2 № А-00402 от 18 мая 2021 года, согласно которой ей присвоена фамилия «ФИО2» (л.д.13, 14, 87, 146).
Таким образом, установлено, что ФИО3, являясь наследником первой очереди, своевременно фактически приняла наследство после смерти ФИО1 и ФИО2 в виде 2/3 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым №, и земельных участков с кадастровыми №, №, поскольку после смерти наследодателей в установленный законом шестимесячный срок вступила во владение и в управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.
Вместе с тем судом также установлено, что 26 мая 2002 года умерла ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о смерти II-МЮ № от 27 мая 2002 года (л.д.12).
При жизни ФИО3 завещания не оставила. Наследником первой очереди после её смерти является сын Никишцев Александр Иванович – истец по делу, который в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства не обратился, что подтверждается информацией от нотариуса о том, что наследственное дело к имуществу умершей 26 мая 2002 года ФИО3 нотариальной конторой не заводилось. Однако после её смерти пользовался и распоряжался всем имуществом, принадлежащим наследодателю, учитывая при этом, что 1/3 доля в праве общей долевой собственности домовладения принадлежит истцу на праве собственности, таким образом, он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Факт родственных отношений Никишцева А.И. с умершей ФИО3 подтверждается копией свидетельства о рождении серии II -ЩМ № от 06 июля 1964 года (л.д.14).
Таким образом, судом установлено, что Никишцев А.И., являясь наследником первой очереди, своевременно фактически принял наследство после смерти матери в виде 2/3 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым №, а также земельных участков с кадастровыми №, №, поскольку после смерти наследодателя в установленный законом шестимесячный срок вступил во владение и в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, в силу чего у истца, как наследника, возникло право требовать признания за ним права собственности на данное имущество, поэтому исковые требования Никишцева А.И. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 13 июля 2016 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в силу решение суда о признании права собственности является основанием для государственной регистрации данного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никишцева Александра Ивановича к Администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования, – удовлетворить.
Признать за Никишцевым Александром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем села <адрес>, в порядке наследования по закону, право собственности на 2/3 (две трети) доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 40 (сорок) кв.метров, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Никишцевым Александром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем села <адрес>, в порядке наследования по закону, право собственности на земельный участок, общей площадью 500 (пятьсот) кв.метров, с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>,
Признать за Никишцевым Александром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем села <адрес>, в порядке наследования по закону, право собственности на земельный участок, общей площадью 500 (пятьсот) кв.метров, с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: