Дело № 2-1038/2022
УИД86RS0005-01-2021-002125-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2022 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Гаджиевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой Елены Владимировны, Белова Салима Владимировича к администрации сельского поселения Русскинская о восстановлении в списке очередности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд к ответчику с иском о восстановлении в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с момента подачи заявления, указывая на то, что на основании ст. 17 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», протокола общественной жилищной комиссии № 3 от 28.03.2019г. и постановления администрации с.п. Русскинская № 38 от 29.03.2019г. истец и её дети: Белов Салим Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3, 06.2016г.р. были включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма составом семьи из 3-х человек под № 104 с даты подачи заявления от 11.02.2019г.
На основании постановления администрации с.п. Русскинская № 62 от 31.03.2022г. истцы были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в полном составе и исключены из него в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма в связи с утратой статуса малоимущей семьи.
Поводом для снятия стало то, что доходы семьи истцов за 2021 год согласно справки 2- НДФЛ составили 518 016, 58 рублей, а также полученные социальные выплаты за 2021 год в размере 111 739, 22 рублей, итого: 629 755, 80 рублей, в силу чего, сумма дохода в месяц на состав семьи из 3-х человек составила 52 479, 65 рублей, что превышает установленную величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ХМАО-Югре на 2021 год (для трудоспособного населения - 17 500 рублей, для детей - 16 306 рублей), исходя из расчета: 17 500 + (16 306 х 2) = 50 112 рублей.
Таким образом, ответчик счел достаточным основанием для исключения истцов с учета в качестве нуждающихся при превышении установленной ежемесячной суммы на 2 367, 65 рублей.
Истцы полагали, что при определении размера среднемесячного дохода и стоимости подлежащего налогообложению имущества в целях признания граждан малоимущими не должны учитываться: социальные выплаты, полученные мной на несовершеннолетнего ребенка (ежемесячное пособие на ребенка от 3-х до 7 лет) и компенсация за оплату ЖКУ-ЖСМ работникам образования (учебно-вспомогательный персонал).
В судебном заседании представитель истцов адвокат ФИО6, исковые требования доверителей поддержала.
Представитель ответчика ФИО7 иск не признала, суду пояснила, что при определении размера среднемесячного дохода в целях признания граждан малоимущими администрацией с.п. Русскинская верно учтены социальные выплаты на несовершеннолетнего ребенка (ежемесячное пособие на ребенка от 3-х до 7 лет) и компенсация за оплату ЖКУ-ЖСМ работникам образования (учебно-вспомогательный персонал), в связи с чем, просила в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 14 Закона ХМАО - Югры № 57-оз от 06.07.2005г. предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют учет граждан, отнесенных к категории малоимущих и признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Отнесение граждан в категории малоимущих осуществляет орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом утверждаемого настоящим Законом порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению.
Согласно с. 1. ст. 22 Закона ХМАО - Югры № 57-оз от 06.07.2005г. учет размера дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и стоимости имущества, принадлежащего им на праве собственности и являющегося объектом налогообложения.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона ХМАО - Югры № 57-оз от 06.07.2005г., для исчисления совокупного дохода каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) используются виды доходов, указанные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, за исключением денежных эквивалентов, полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления, организациями.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона ХМАО - Югры № 57-оз от 06.07.2005г., стоимость недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, иных строений и сооружений, земельных участков), принадлежащего гражданам на праве собственности и являющегося объектом налогообложения, в целях настоящего Закона определяется по рыночной стоимости.
Согласно ч. 2. ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 20 Закона ХМАО - Югры № 57-оз от 06.07.2005г., уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно в срок с 1 февраля по 1 апреля текущего года проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин должен представить новые соответствующие документы, подтверждающие данные изменения, в течение 30 календарных дней.
В ходе перерегистрации органы, осуществляющие принятие на учет, вправе дополнительно проверять сведения о жилищных условиях очередников, кроме того, у состоящих на учете малоимущих граждан - сведения о размерах дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, и по результатам перерегистрации уточнять списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В данном случае, уполномоченные лица администрации с.п. Русскинская, при выполнении процедуры перерегистрации граждан, состоящих в списке очередности, воспользовавшись своим правом, запросили у истцов сведения о полученных доходах в 2021 году, вместе с тем, в силу указанной нормы, обязательным при перерегистрации является предоставление сведений гражданином лишь при изменении его состава семьи, предоставление сведений о доходах, является не обязательным.
При получении сведений о доходах от истца, уполномоченные лица администрации произвели расчет дохода семьи в целях определения малоимущности на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2021 года № 29-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год», согласно которому. величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год: в среднем на душу населения - 16281 рубль; для трудоспособного населения - 17500 рублей; для пенсионеров - 13236 рублей; для детей - 16306 рублей. Отсюда следует, что семья истца признается малоимущей если её доход не превышает 50 112 рублей (16 306 * 2 + 17 500), в то время, как доход семьи истца (три человека) составил: 518 016,58 руб. доход в год + 79 953 руб. пособие на ребенка + 31 787,22 руб. компенсация за ЖКУ = 629 756,80 руб. доход семьи в год / 12 мес. = 52 479,73 руб. доход семьи в месяц, т.е. доход превысил на 2 367,73 руб. Указанный расчет суд полагает верным и основанным на подлежащих применению нормах права.
Вместе с тем, судом установлено следующее. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.09.2021 года № 334-п установлена величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2022 год: в среднем на душу населения - 16932 рубль; для трудоспособного населения – 18456 рублей; для пенсионеров - 14606 рублей; для детей - 16958 рублей.
Исходя из этого, на момент рассмотрения дела, доход семьи для признания её малоимущей не должен превышать 52 372 рубля (16958 * 2 + 18456), превышение составило 107 рублей 73 копейки, при этом размер получаемых истцом социальных выплат не изменился.
Указанные обстоятельства, а именно: - необязательность произведения перерасчетов дохода семьи при перерегистрации при отсутствии изменения состава семьи; - наличие незначительной суммы превышения необходимого дохода для признания гражданина малоимущим, которая возникла за счет социальных выплат, носящих временный компенсационный характер, а не за счет увеличения заработка или иного постоянного дохода гражданина, в связи с чем, он перестал быть малоимущим, суд полагает имеющими существенное значение для дела, негативно влияющими на права истцов, те есть, нарушающими их.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истцов к ответчику подлежащими удовлетворению, как законные и обоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление администрации сельского поселения Русскинская № 62 от 31.03.2022 года о снятии Беловой Елены Владимировны и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать администрацию сельского поселения Русскинская восстановить Белову Елену Владимировну и членов ее семьи (три человека) в списке очередности в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с момента подачи заявления 12.02.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сургутский районный суд.
Председательствующий судья подпись А.Л. Алешков
Копия решения верна
Судья Сургутского районного суда А.Л. Алешков