66RS0015-01-2022-000684-63 Дело № 12-46/2022
Мировой судья Филонова О.В.
РЕШЕНИЕ
29 августа 2022 года город Асбест
Судья Асбестовского городской суда Свердловской области Заровнятных С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – администрации Асбестовского городского округа на постановление мирового судьи судебного участка *Номер* Асбестовского судебного района Свердловской области Филоновой О.В. от *Дата* по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района Свердловской области Филоновой О.В. от *Дата* юридическое лицо – администрация Асбестовского городского округа признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Нарушение выразилось в том, что администрация Асбестовского городского округа ответственная за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", не обеспечила безопасность дорожного движения при содержании дорог, создавших угрозу безопасности дорожного движения, на участке автомобильной дороги по адресу: *Адрес*, а именно:
- в нарушение требований п. 4.1.3 ФИО6 52766-2007, п. *Дата* ФИО6 5289-2019 не нанесена (не применена) горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 ПДД РФ на пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход» ПДД РФ;
- в нарушение требований п. 5.1.8 ФИО6 52289-2019 нарушена очередность размещения дорожных знаков разных групп на одной опоре сверху вниз, а именно дорожные знаки 5.19.1(2) «Пешеходный переход» ПД РФ (знаки особых предписаний) установлены снизу относительно дорожных знаков 3.24 «Ограничением максимальной скорости» ПДД РФ (запрещающие знаки);
- в нарушение требований п. 8.8 ФИО6 50597-2017 снежные валы сформированы ближе 10 метров от пешеходного перехода.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Асбестовского городского округа в лице главы ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить, при этом в обоснование жалобы указывает, что в постановлении по делу в обосновании виновности имеются ссылки на полномочия органа местного самоуправления в части осуществления дорожной деятельности. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от *Дата* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон *Номер*-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Устава Асбестовского городского округа, Асбестовский городской округ не является «поселением», ссылка на статью 14 Закона *Номер*-Ф3 применена быть не может. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 главы 2, п.4 ч. 1 ст. 30 Устава АГО к полномочиям администрации Асбестовского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть ответственным за содержание автомобильных дорог является соответствующий орган местного самоуправления. На основании пункта 12 статьи 3 Федерального закона от *Дата* № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон *Номер*- ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от *Дата* № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ). В силу пункта 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от *Дата* № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения" ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапах реконструкции и строительства возлагается на исполнителя работ. В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от *Дата* *Номер*, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений" утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке предусмотренном уставом муниципального образования. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Асбестовского городского округа к полномочиям администрации городского округа относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Таким образом, следуя буквальному толкованию вышеуказанной нормы Устава АГО, на администрацию АГО возложена именно организация дорожной деятельности, о чем и свидетельствуют приобщенные к делу доказательства. Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Асбестовского городского округа к полномочиям администрации городского округа относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Таким образом, следуя буквальному толкованию вышеуказанной нормы Устава АГО, на администрацию АГО возложена именно организация дорожной деятельности, а не выполнение работ по содержанию дорог. Постановлением Администрации Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*-ПА «Об утверждении порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства Асбестовского городского округа" определены организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог, в соответствии с пунктом 1.4 которого организация работ по ремонту и содержанию автомобильных работ осуществляется Муниципальным казенным предприятием Вторресурсы" Асбестовского городского округа, муниципальным казенным предприятием Знак" Асбестовского городского округа, муниципальным казенным предприятием Энергокомплекс" Асбестовского городского округа и муниципальным казенным учреждением Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства *Адрес*". Администрация Асбестовского городского округа, являясь органом местного самоуправления, предприняла все зависящие от нее меры для соблюдения требований федерального законодательства, касающегося соблюдения правил содержания автомобильных дорог местного значения: в рамках предоставленных полномочий администрацией Асбестовского городского округа созданы муниципальное казенное предприятие муниципальное казенное учреждение, на которые возложены выполнение мероприятий по выполнению работ в сфере безопасности дорожного движения, по повышению безопасности дорожного движения на территории Асбестовского городского округа. Тем не менее, суд не дал надлежащей оценки вышеуказанным нормативным правовым актом и предоставленным доказательствам соблюдения всех зависящих мер, а пришел к выводу, что «администрация АГО является лицом, ответственным за содержание указанной дороги.». В постановлении об административном правонарушении не указано, в чем именно выразилось действие (бездействие) юридического лица. Привлекаемое лицо считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины администрации Асбестовского городского округа в совершении данного правонарушения.
Представитель юридического лица Администрации Асбестовского городского округа – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании наставала на доводах жалобы, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, старший инспектор ДПС отдельного взвода ДПС ГИБДД МО МВД России «Асбестовский» ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы был уведомлен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела *Дата* в 08:20 администрация Асбестовского городского округа, расположенная по адресу: *Адрес*, являясь юридическим лицом, ответственным за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них в соответствии с законодательством Российской Федерации, в нарушение ст. 12 Федерального закона от *Дата* № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунша 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *Дата* *Номер* "О Правилах дорожного движения", не обеспечила безопасность дорожного движения при содержании дорог, создавших угрозу безопасности дорожного движения, на участке автомобильной дороги по адресу: *Адрес*», а именно:
- в нарушение требований п. 4.1.3 ФИО6 52766-2007, п. *Дата* ФИО6 5289-2019 не нанесена (не применена) горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 ПДД РФ на пешеходном переходе, обозначенном дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход» ПДД РФ;
- в нарушение требований п. 5.1.8 ФИО6 52289-2019 нарушена очередность размещения дорожных знаков разных групп на одной опоре сверху вниз, а именно дорожные знаки 5.19.1(2) «Пешеходный переход» ПД РФ (знаки особых предписаний) установлены снизу относительно дорожных знаков 3.24 «Ограничением максимальной скорости» ПДД РФ (запрещающие знаки»;
- в нарушение требований п. 8.8 ФИО6 50597-2017 снежные валы сформированы ближе 10 метров от пешеходного перехода.
Обстоятельства, указанные в оспариваемом постановлении, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от *Дата*, протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от *Дата*, актом выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги (улицы) от *Дата* фотоматериалом, которые правильно приняты мировым судьей в качестве допустимых доказательств.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления мирового судьи, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей соответствует санкции ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным и справедливым.
Оснований для прекращения дела ввиду малозначительности совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается, с учетом общественной опасности совершенного административного правонарушения, его характера, посягающего на безопасность дорожного движения.
Наказание юридическому лицу назначено в минимальных пределах санкции статьи, в соответствии с требованиями статей 3.2 и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела и данных о нарушителе.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица допущено не было.
Кроме того, являются ошибочными доводы жалобы о том, что администрация Асбестовского городского округа не является субъектом правонарушения, поскольку полномочия по ремонту и содержанию дорог отнесены к компетенции МКУ "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства *Адрес*", МКП «Вторресурсы», МКП «Знак», МКП «Энергокомплекс» Асбестовского городского округа.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от *Дата* № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от *Дата* № 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от *Дата* № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от *Дата* № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от *Дата* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от *Дата* № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст.6 Устава Асбестовского городского округа дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Устава Асбестовского городского округа Администрация Асбестовского городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами *Адрес*.
К полномочиям администрации Асбестовского городского округа по решению вопросов местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (пункт 4 части 1 статьи 30 Устава).
Мировым судьей в обжалуемом постановлении верно указано, что указанный участок автодороги «*Адрес*» в оперативное управление какому-либо юридическому лицу не предавался. Проезжая часть автомобильной дороги по *Адрес* в *Адрес* относятся к муниципальной собственности Асбестовского городского округа.
Создание отдельного органа и наделение его функциями по содержанию местных дорог, делегирование своих полномочий по содержанию дорог созданным муниципальным учреждениям и предприятиям не освобождает администрацию Асбестовского городского округа от обязанности соблюдать правила обеспечения безопасности дорожного движения и от ответственности за их нарушения.
Следовательно, администрация Асбестовского городского округа обязана выполнять функции по осуществлению контроля за надлежащим исполнением муниципальным казенным учреждением, предприятиями и подрядными организациями обязательств по заключенным муниципальным контрактам; применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также муниципальными контрактами к подрядным организациям, допустившим ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальным контрактам; организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения в границах Асбестовского городского округа установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Таким образом, администрация Асбестовского городского округа является лицом, ответственным за соблюдение правил содержания дорог и субъектом ответственности административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, они направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *░░░░░* ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ *░░░░* ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░