Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-143/2023 ~ М-124/2023 от 03.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Ухолово Рязанской области         ДД.ММ.ГГГГ

Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Нистратовой И.В.,

с участием прокурора Ухоловского района Рязанской области Батайкина А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Ухоловского районного суда Рязанской области гражданское дело по иску

прокурора Ухоловского района Рязанской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Калининской средней школе Ухоловского муниципального района Рязанской области, администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

у с т а н о в и л:

прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в суд с исковым заявлениемк МБОУ Калининской средней школе, администрации Ухоловского муниципального района в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ).

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья, в частности соблюдения требований безопасности в образовательных учреждениях Ухоловского муниципального района, установлено, что оконные блоки здания МБОУ Калининской средней школы, расположенного по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, п. Калинин, ул. Школьная, д. 8, не оборудованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створки, что создает реальную угрозу травматизма вследствие возможности выпадения детей из окон.

Прокурор утверждает, что указанным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц - несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.

На основании изложенного прокурор Ухоловского района Рязанской области просил суд: обязать администрацию Ухоловского муниципального района профинансировать оснащение оконных блоков здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МБОУ Калининскую среднюю школу оснастить оконные блоки здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи Ухоловского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по образованию и молодежной политике администрации Ухоловского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Ухоловского района Батайкин А.И. уточнил исковые требования и просил суд: обязать администрацию Ухоловского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать оснащение оконных блоков здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»; обязать МБОУ Калининскую среднюю школу в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить оконные блоки здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями                     п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Ответчик МБОУ Калининская средняя школа, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, от и.о. директора               Савиной Л.Л. поступило заявление о признании иска, последствия признания иска понятны.

Ответчик администрация Ухоловского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, от главы администрации Зуева А.А. поступило заявление с просьбой провести судебное заседание в отсутствие их представителя, исковые требования признают в полном объеме.

Третье лицо Управление по образованию и молодежной политике администрации Ухоловского муниципального района, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, однако от начальника Алексахиной Е.Н. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей надлежаще извещенных ответчиков, третьего лица.

Выслушав прокурора Ухоловского района Рязанской области Батайкина А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Кроме того, как следует из части 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, вступившей в силу для СССР                           15 сентября 1990 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 38 Конституции Российской Федерации предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.04.2023) целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) закреплено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если Законом № 273-ФЗ не установлено иное.

Как закреплено ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1). К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а именно: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 3 ч. 4).

Пунктом 5.1.1 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенным в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 (далее ГОСТ 23166-99), предусмотрено, что оконные блоки должны соответствовать требованиям ГОСТ 23166-99, стандартов на конкретные виды изделий и изготовляться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

В соответствии с п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створки.

На основании п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных                        пп. 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Калининская средняя школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (п. 1); расположена по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, п. Калинин, ул. Школьная,                            д. 8 (п. 7); учредитель: администрация Ухоловского муниципального района (п. 28); основной вид деятельности учреждения: 85.14 Образование среднее общее (п. 48).

Аналогичные сведения содержат пункты 1.1, 1.2, 1.9, 2.2 Устава МБОУ Калининской средней школы, утвержденного постановлением администрации Ухоловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав учреждения).

Как следует из Устава учреждения, школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой собственником этого имущества или приобретенного школой за счет средств, выделенных собственником ее имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление школы и за счет каких средств оно приобретено (п. 1.8). Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся и работников школы (п. 2.17). Администрация Ухоловского муниципального района осуществляет полномочия в отношении школы в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами (п. 5.2). Собственником имущества школы является муниципальное образование - Ухоловский муниципальный район Рязанской области (п. 6.3).

Абзацем 7 статьи 1 Устава муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области, принятого Решением Ухоловской районной Думы Рязанской области от 01.06.2006 № 165 (далее - Устав муниципального образования), закреплено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области является администрация муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области, наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области.

По сведениям, содержащимся в п. 42 выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности администрации Ухоловского муниципального района является 84.11.3 Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

В соответствии со ст. 54 Устава муниципального образования к полномочиям администрации Ухоловского муниципального района относятся: составление проекта бюджета Ухоловского муниципального района, исполнение бюджета Ухоловского муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Ухоловского муниципального района (п. 1); управление и распоряжение муниципальной собственностью (п. 3.1); организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 10).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Ухоловского района Рязанской области была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних на охрану их жизни и здоровья, в частности соблюдения требований безопасности в образовательных учреждениях Ухоловского муниципального района.

В ходе проверки выявлено, что оконные блоки здания МБОУ Калининской средней школы, расположенного по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, п. Калинин, ул. Школьная, д. 8, не оборудованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створки.

Вышеуказанные обстоятельства ответчиками не оспорены.

Напротив, из объяснения и.о. директора МБОУ Калининской средней школы Савиной Л.Л. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанную дату оконные рамы в школе, кроме класса, оборудованного по программе «Точка роста», замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99 не оборудованы.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что выявленное прокуратурой Ухоловского района Рязанской области нарушение создает угрозу для несовершеннолетних, поскольку не обеспечивает охрану их здоровья при реализации образовательных программ, в связи с чем полагает необходимым принять признание иска ответчиками и удовлетворить уточненные исковые требования, так как признание иска ответчиками не нарушает права и законные интересы других лиц, не противоречит закону, материалам дела, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела и времени, необходимого для устранения ответчиком выявленных нарушений, суд полагает разумным установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

уточненные исковые требования прокурора Ухоловского района Рязанской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Калининской средней школе Ухоловского муниципального района Рязанской области, администрации муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ) удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать оснащение оконных блоков здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининскую среднюю школу Ухоловского муниципального района Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить оконные блоки здания МБОУ Калининской средней школы замками безопасности в соответствии с требованиями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Рязанского областного суда через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.М. Назарова

2-143/2023 ~ М-124/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МБОУ Калининская средняя школа
Администрация МО - Ухоловский муниципальный район
Суд
Ухоловский районный суд Рязанской области
Судья
Назарова Елена Михайловна
Дело на сайте суда
uholovsky--riz.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее