Дело № 2-367/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2022 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределённого круга лиц к Сельской администрации Чибилинского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай об обязании обеспечить пожарную безопасность здания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Улаганского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Чибилинское сельское поселение» Улаганского района Республики Алтай об обязании обеспечить пожарную безопасность здания администрации МО «Чибилинское сельское поселение», расположенного по адресу: с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, ул. Набережная, д. 38, путем установки автоматической пожарной сигнализации; приведения
противопожарной разделки печи в соответствие с требованиями п. 77 Правил
противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020; удаления золы и
шлака, выгребаемых из топки, в специально отведенное место;
предоставления акта (протокола) проверки состояния огнезащитного
покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного
покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и
рекомендуемых сроках их устранения в течение одного года с момента
вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что по результатам проверки, проведенной с участием специалиста пожарного надзора, в здании администрации МО «Чибилинское сельское поселение», расположенного по адресу: с. Чибиля, ул. Набережная, д. 38, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; допускается эксплуатация противопожарной разделки печи, не соответствующей требованиям правил пожарной безопасности; зола и шлак, выгребаемые из топок, не удаляются в специально отведенное для них место; на объекте защиты отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, которая должна храниться на объекте, не предоставлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии и рекомендуемых сроках их устранения), что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работников.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. исковые требования к Сельской администрации Чибилинского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик Сельская администрация Чибилинского сельского поселения извещена о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направила, причины неявки неизвестны.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий общего пользования, в частности, в здании сельской администрации, направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает обоснованным обращение прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц в суд на основании ст. 45 ГПК РФ.
Статья 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с разъяснениями в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении и повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» под правилами пожарной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих обязательные требования пожарной безопасности, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, нормативных документах уполномоченных государственных органов (стандартах, нормах, отраслевых правилах, инструкциях и др.), направленных на предотвращение пожаров и обеспечение безопасности людей, имущества и окружающей среды в случае возникновения пожара.
Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров от необходимости соблюдения требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 5 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно ч.2 ст. 54 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу п.16 раздела 7 таблицы 2 Свода правил (СП) 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного и введенного в действие Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 173, учреждения органов управления должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа.
В соответствии с п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, перед началом отопительного сезона руководители организации и физические лица организуют проведение проверок и ремонт печей, котельных, теплогенераторных, калориферных установок и каминов, а также других отопительных приборов и систем. Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от конструкций из горючих материалов, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках, наружных поверхностях печи, дымовых трубах, дымовых каналах и предтопочных листах. При обнаружении на примыкающих строительных конструкциях, выполненных из древесины или других горючих материалов, признаков термического повреждения (потемнение, обугливание, оплавление) эксплуатация печи прекращается. При этом поверхность поврежденной конструкции должна быть теплоизолирована либо увеличена величина разделки (отступки). Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
В соответствии с п. 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, топка печей в зданиях и сооружениях (за исключением жилых домов) прекращается не менее чем за 2 часа до завершения рабочего дня, а на социально значимых объектах защиты с круглосуточным пребыванием людей - не менее чем за 2 часа до отхода людей ко сну. В организациях с дневным пребыванием детей топка печей прекращается не позднее чем за 1 час до прихода детей и не начинается ранее их ухода из здания. Зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место.
В соответствии с п. 13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при эксплуатации объекта защиты руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты. При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты. В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.
Судом установлено, что в здании администрации МО «Чибилинское сельское поселение», расположенном по адресу: с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, ул. Набережная, д. 38, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; допускается эксплуатация противопожарной разделки печи не соответствующей требованиям правил пожарной безопасности; зола и шлак, выгребаемые из топок, не удаляются в специально отведенное для них место; на объекте защиты отсутствует техническая документация изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ, которая должна храниться на объекте, не предоставлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии и рекомендуемых сроках их устранения).
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, то есть ответчиком допущено нарушение требований пожарной безопасности в здании.
Согласно сведениям из ЕГРН Чибилинская сельская администрация расположена по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с.Чибиля, ул. Набережная, д.38.
02.03.2022 года прокурором Улаганского района по результатам проверки в адрес главы администрации «Чибилинское сельское поселение» внесено представление об устранении в здании администрации МО «Чибилинское сельское поселение», расположенном по адресу: с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, ул. Набережная, д. 38, нарушений пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении.
Из ответа на представление от 01.04.2022 года следует, что сельской администрацией Чибилинского сельского поселения будут приняты меры по устранению выявленных нарушений, автоматическая пожарная сигнализация будет установлена до 01.10.2022 года.
Из иска и объяснений помощника прокурора в суде усматривается, что до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены, что ответчиком не оспаривается. Доказательства устранения выявленных нарушений суду ответчиком не представлены.
Несоблюдение при эксплуатации здания сельской администрации требований пожарной безопасности влечет возможность создания чрезвычайных ситуаций (пожара), ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в полном объёме.
С учётом общих положений о способах защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», суд полагает, что восстановление права неопределенного круга лиц возможно путем возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании сельской администрации.
С учётом характера и объёма действий, которые необходимо выполнить для исполнения решения, на основании ст. 206 ГПК РФ суд полагает разумным и справедливым установить ответчику срок для исполнения в течении одного года со дня вступления решения в законную силу.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределённого круга лиц к Сельской администрации Чибилинского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай об обязании обеспечить пожарную безопасность здания, удовлетворить.
Обязать Сельскую администрацию Чибилинского сельского поселения Улаганского района Республики Алтай обеспечить пожарную безопасность здания Сельской администрации Чибилинского сельского поселения, расположенного по адресу: с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, ул. Набережная, д. 38, путем установки автоматической пожарной сигнализации; приведения
противопожарной разделки печи в соответствие с требованиями п. 77 Правил
противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020; удаления золы и
шлака, выгребаемых из топки, в специально отведенное место;
предоставления акта (протокола) проверки состояния огнезащитного
покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного
покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и
рекомендуемых сроках их устранения, в течение одного года с момента
вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение суда в окончательной форме принято 07 июля 2022 года.
Председательствующий |
Е.В. Айманова |