Судья Акинцев В.А. адм. дело № 33а-665/2020 (33а-16231/2019)
2а-1621/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара
21 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Клюева С.Б., Горькова Д.В.,
при помощнике Дементьевой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары на решение Красноярского районного суда Самарской области от 6 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Самары (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Романову Д.Ю. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2015 год, указав, что административный ответчик является плательщиком земельного налога.
В нарушение положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Романов Д.Ю. не исполнил обязанность по уплате налогов, указанных в налоговом уведомлении, направленном в его адрес, в связи с чем ему было направлено требование об уплате налогов и пени, которые до настоящего времени не исполнены. Судебный приказ, выданный по заявлению налогового органа о взыскании с Романова Д.Ю. недоимки по налогу и задолженности по пени, по заявлению должника отменен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары просила суд взыскать с Романова Д.Ю. недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2015 год в размере 126856 руб., пени за 2015 год в размере 317,14 руб., всего на общую сумму 127 173,14 руб.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 6 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
С данным решением не согласился исполняющий обязанности начальника ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары Лиллепео О.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм процессуального и материального права, просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Романова Д.Ю. – Долгушев А.В. (по доверенности) возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
• Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административному ответчику начислен земельный налог за 2015 год, в связи с наличием в его собственности земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 1423,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 639,80 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 83618023 от 10.01.2018 об уплате земельного налога за 2015 год в размере 126856 руб. со сроком уплаты до 02.03.2018.
В установленный в налоговом уведомлении срок Романов Д.Ю. не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование № 22018 от 13.03.2018 по состоянию на 02.03.2018 об уплате земельного налога за 2015 год в размере 126 856 руб., пени в размере 317,14 руб., согласно которому налогоплательщику предложено добровольно погасить недоимку до 14.05.2018.
29.10.2018 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д.66).
02.11.2018 мировым судьей судебного участка №16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-4121/2018 о взыскании обязательных платежей с Романова Д.Ю..
Определением мирового судьи судебного участка №15 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 27.03.2019 судебный приказ от 02.11.2018 по заявлению должника отменен. Поскольку обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена 26.06.2019 налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что административным истцом пропущен срок направления требования об уплате налога за спорный налоговый период, который, по мнению суда первой инстанции, следует рассчитывать с даты, до которой подлежал уплате земельный налог за 2015 год, т.е. с 02.12.2016.
С такими выводами нельзя согласиться ввиду следующего.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченные в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В силу ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Согласно п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (абзац первый); направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац второй).
Таким образом, исходя из содержания абз. 3 п. 2 ст. 52 и п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе произвести расчет (перерасчет) земельного налога за последние три года до даты направления налогового уведомления, т.е. в настоящем случае за 2015 год.
При этом последним днем уплаты налога является день, указанный в налоговом уведомлении – 02.03.2018, поскольку административный истец действующим налоговым законодательством не отнесен к лицам, самостоятельно исполняющим обязанность по уплате налога.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о нарушении срока направления требования об уплате налога противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действовавшего на момент исчисления налога законодательства.
Как следует из материалов дела, требование №22018 (л.д. 10) направлено в трехмесячный срок со дня выявления недоимки (неуплаты налога на основании налогового уведомления от 10.01.2018).
Шестимесячный срок с момента оставления требования без исполнения и до подачи заявления о выдаче судебного приказа (л.д. 12), а также шестимесячный срок на предъявление административного иска в суд с момента вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (л.д. 12) административным истцом также соблюдены.
Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Подробный расчет пени с указанием периода начисления, суммы недоимки по налогу, представлен налоговым органом, проверен судебной коллегией и признан правильным. Доказательств ошибочности расчета административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований о взыскании с Романова Д.Ю. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов с внутригородским делением, за 2015 год в размере 126 856 руб., пени за 2015 год в размере 317,14 руб., всего на общую сумму 127 173, 14 руб.
В соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета г.о. Самара государственная пошлина в размере 3543,46 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 6 ноября 2019 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары удовлетворить.
Взыскать с Романова Д.Ю., недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, за 2015 год в размере 126 856 руб., пени за 2015 год в размере 317,14 руб., всего 127 173, 14 руб.
Взыскать с Романова Д.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3543,46 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи