Дело № 5-54/2023
64RS0045-01-2023-000294-97
Постановление
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года
город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Сорокина Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
рассмотрев административный материал по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Позднякова ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Актюбинска, республики Казахстан, гражданина РФ, не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: Саратовская область, <адрес>,
установил:
Поздняков В.В. совершил организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах.
29.11.2022 в ходе мониторинга Телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Telegram» был выявлен канал, под наименованием «Поздняков 3.0» имеющий 192 681 подписчиков, со страниц которого были задокументированы призывы доступные для просмотра, копирования и распространения неограниченному кругу лиц, побуждающие граждан к участию в сборе 27.11.2022 в 19 часов 00 минут у кафе «Harats pub», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, д. 239 по факту не предоставления допуска мобилизованного военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации в вышеуказанное заведение. Данный призыв является уведомлением, обращенным к неограниченному кругу лиц и размещен в разделе «новостной ленты» канала «Поздняков 3.0.» мессенджера «Telegram» с электронным адресом: https//t/me+k_Z9AGYLs7g5ZGUy. На момент проведения осмотра данной видеозаписи установлено 153 900 просмотров пользователями мессенджера «Telegram», а также оставлено 1168 комментариев.
Согласно акту экспертного исследования №3384/5-5 от 15.12.2022 проведенным сотрудником федерального бюджетного учреждения Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации Петровой Л.Ю. в тексте представленной публикации (сообщения), размещенного на канале «Поздняков 3.0» в социальной сети (мессенджере) «Telegram», содержатся высказывания, побуждающие неограниченный круг лиц собраться. Так же в публикации содержится указание на время 19:00 по Саратовскому времени, дату- день публикации, и место сбора- у кафе «Харатс. Материалами дела установлено, что администратором канала «Поздняков 3.0» является гражданин Поздняков Владислав Викторович, 22.02.1991 года рождения. Также, согласно сведениям из Администрации Кировского района г. Саратова следует, что уведомлений о поведении публичного мероприятия 27.11.2022 в 19 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, Большая Садовая, д. 239 от Позднякова ВВ ДД.ММ.ГГГГ г.р. не поступало.
Тем самым Поздняков В.В. совершил организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Поздняков В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с быстрым извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Судья признает извещение Позднякова В.В. о месте и времени рассмотрения надлежащим, что подтверждается материалами дела, и, учитывая отсутствие ходатайств об отложении слушания дела, судья в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ определил рассмотреть данный материал в отсутствие Позднякова В.В.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В силу ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
Согласно ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципах: законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности.
В рамках организации публичного мероприятия Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме
Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных ч. 4, 5 и 7 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ).
Частью 1 ст. 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что к организации публичного мероприятия относится, в том числе оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
То есть закон не содержит прямого указания, какие совершаемые действия относятся к организации публичного мероприятия и характеризуют лицо как организатора публичного мероприятия; а также не ограничивает организаторов либо иных лиц, формах проведения такой акции, в связи с чем такая акция может быть проведена и посредством электронных средств массовой информации, к которым отнесена компьютерная сеть Интернет.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 ст. 20.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» следует, что под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (ст.4 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ).
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность организатора публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судом, Поздняков В.В., публично призывал через сеть Интернет на принадлежащей ему странице в социальной сети в разделе «новостной ленты» канала «Поздняков 3.0.» мессенджера «Telegram» с электронным адресом: https//t/me+k_Z9AGYLs7g5ZGUy и агитировал граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии, которое должно состояться 27.11.2022 в 19:00 по Саратовскому времени, у кафе «Харатс.
Изложенные обстоятельства выявлены должностным лицом полиции при проведении мониторинга социальных сетей и сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в результате которого обнаружено опубликованное Поздняковым В.В. в данной сети объявление.
В силу положений п. 2 ст. 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относится проведение предварительной агитации.
Как следует из положения ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Согласно акту экспертного исследования №3384/5-5 от 15.12.2022 проведенным сотрудником федерального бюджетного учреждения Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации Петровой Л.Ю. в тексте представленной публикации (сообщения), размещенного на канале «Поздняков 3.0» в социальной сети (мессенджере) «Telegram», содержатся высказывания, побуждающие неограниченный круг лиц собраться. Так же в публикации содержится указание на время 19:00 по Саратовскому времени, дату- день публикации, и место сбора- у кафе «Харатс. Материалами дела установлено, что администратором канала «Поздняков 3.0» является гражданин Поздняков Владислав Викторович, 22.02.1991 года рождения, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, выводы данной экспертизы Поздняковым В.В. не оспорены.
Факт совершения Поздняковым В.В. вменяемого правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 20.01. 2023 АМ № 32323775;
- рапортами сотрудников полиции (по охране общественного порядка) ГУ МВД России по Саратовской области;
- актом осмотра HTML страниц при проведении оперативно-розыскного мероприятия – «наблюдение»;
- актом экспертного исследования по материалам проверки КУСП № 42526 от 29.11.2022;
- ответом администрации Кировского района г. Саратова из которого следует, что уведомлений о поведении публичного мероприятия 27.11.2022 в 19 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, Большая Садовая, д. 239 от Позднякова ВВ ДД.ММ.ГГГГ г.р. не поступало.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, полученными с соблюдением требований КоАП РФ, объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Позднякова В.В. в совершении инкриминируемого ему деяния.
Факт размещения в сети «Интернет» на странице пользователя социальной сети «Telegram» «Поздняков 3.0» в доступном для публичного просмотра, призыва граждан прийти в определенное время, в определенное место и с целью для публичного выражения общественного мнения, свидетельствует о том, что Поздняков В.В. осуществил действия по организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.
Оценив совокупность приведенных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях Позднякова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств отсутствия вины Позднякова В.В. в совершении данного административного правонарушения судье не представлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
Оценивая представленные доказательства, судья приходит к выводу, что в действиях Позднякова В.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Каких-либо доказательств отсутствия вины Позднякова В.В. в совершении данного административного правонарушения, суду не представлено.
Из представленных материалов усматривается, что Поздняков В.В. достиг возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, вменяем.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется. Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, с учетом диспозиции данной статьи установлены и подтверждены вышеприведенными доказательствами.
На основании ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначая наказание Позднякову В.В. за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в связи с чем, суд считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Позднякова ВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Перечисление штрафа необходимо произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Саратовской области (ОП № 3 (Кировский район) в составе УМВД России по г. Саратову), КПП 645201001, ИНН 6452027746, Код ОКТМО 63701000, номер счета получателя 03100643000000016000 в отделении Саратов Банка России/УФК по Саратовской области г. Саратов, БИК 016311121, к/с 40102810845370000052, УИН 1880464230032323750, КБК 18811601201019000140, плательщик Поздняков В.В.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Саратовский областной суд.
Судья Е.Б. Сорокина