Дело №2-84
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года п.Кизнер Удмуртской Республики
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Н.,
с участием истца помощника прокурора Кизнерского района УР Нуриева А.М.,
ответчика главы муниципального образования «Старокопкинское» Зорина В.А., действующего на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Старокопкинское» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Старокопкинское" о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64, на территории муниципального образования «Старокопкинское» Кизнерского района Удмуртской Республики в срок до 31 декабря 2021 года.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения органами местного самоуправления Кизнерского района законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами были выявлены нарушения действующего законодательства в части несоблюдения ответчиком обязанностей, возложенных Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N131-ФЗ, Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» и СанПин 42-128-4690-88, 2.1.2.2645-10, выразившиеся в отсутствии оборудованных в соответствии с действующим законодательством мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Старокопкинское».
Проверкой установлено, что постановлениями Администрации МО «Старокопкинское» от 23.07.2019 года №25, 21.12.2018 года № 44 утвержден Реестр мест (площадок) накопления и график вывоза ТКО на территории МО «Старокопкинское». Между тем места (площадки) по накоплению ТКО на территории поселения не оборудованы до настоящего времени.
Представление и.о. прокурора Кизнерского района УР №45-2019 от 14.11.2019 года об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО Администрацией МО «Старокопкинское» оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования финансовых средств, необходимых для осуществления вышеуказанных мер.
Непринятие Администрацией МО «Старокопкинское» мер по обустройству мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу нарушения права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции РФ. Кроме того указанное бездействие может повлечь за собой ненадлежащее исполнение региональным оператором по обращению с ТКО своих обязанностей при оказании населению услуг по обращению с ТКО и стать причиной возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Прокурор обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, ст.129 Конституции РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и граждан, на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании истец помощник прокурора Кизнерского района УР исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске, просил иск удовлетворить, обязав ответчика в срок до 31.12.2021 года оборудовать на территории МО «Старокопкинское» места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПин.
В судебном заседании представитель ответчика Зорин В.А. не оспаривая факт отсутствия оборудованных мест для накопления ТКО, просил увеличить срок для оборудования мест до 31.12.2022 года, ввиду отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств достаточных для проведения указанной работы.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании ст. 8 указанного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" указано, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гласит, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу требований п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
На основании пункта 8.2.5 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения администрацией сельского поселения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования "Старокопкинское" постановлениями Администрации МО «Старокопкинское» от 23.07.2019 года №25, 21.12.2018 года № 44 утвержден Реестр мест (площадок) накопления и график вывоза ТКО на территории МО «Старокопкинское», постановлением от 17.02.2020 года № 7 утвержден график вывоза ТКО «сигнальным методом», тем не менее контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы, что подтверждается представлением прокурора от 14.11.2019 года и ответом Администрации МО «Старокопкинское» от 06.12.2019 года об отсутствии денежных средств в бюджете для оборудования площадок.
Главой муниципального образования "Старокопкинское" не отрицается отсутствие на территории сельского поселения контейнерных площадок, оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Вследствие этого нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
В силу п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального образования за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения сельских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, на территории Удмуртской Республики полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений.
Кроме того, полномочия администрации МО "Старокопкинское" в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены Уставом. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава МО "Старокопкинское", принятого решением Совета депутатов МО "Старокопкинское" от 12.12.2005 №3/1, к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К тому же в силу положений ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности. Таким образом, Администрация муниципального образования "Старокопкинское" не в полной мере осуществляет благоустройство территории сельского поселения по созданию контейнерных площадок, их оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, тем самым не выполняет требования природоохранного законодательства.
Суд приходит к выводу, что из-за нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, существенно нарушаются права жителей, проживающих на территории муниципального образования "Старокопкинское" на благоприятную окружающую среду, которые впоследствии могут проявляться в угрозе жизни и здоровью человека, что может привести к негативным последствиям.
На основании изложенного исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку указанные нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды, затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, установленные в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Доводы, приведенные ответчиком в обоснование возражений относительно исковых требований, основанные на отсутствии у ответчика денежных средств, заложенных в бюджет на оборудование мест по накоплению ТКО, не могут являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие необходимых денежных средств (дефицит бюджета) само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об освобождении от исполнения обязательств.
Срок до 31.12.2021 года, в течение которого истец просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения является разумным и достаточным для принятия ответчиком конкретных мер, направленных на исполнение решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Старокопкинское» о возложении обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Старокопкинское» оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64, на территории муниципального образования «Старокопкинское» Кизнерского района Удмуртской Республики в срок до 31 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кизнерский районный суд УР.
Решение суда в окончательной форме принято 28 февраля 2020 года.
Председательствующий судья Н.Л. Насибулина
Копия верна.Судья Н.Л.Насибулина