Судья Чикризова Н.Б. Дело № 7р-127/2019
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 22 апреля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Романове Р.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Игонченкова А.Н. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Игонченкова А. Н., паспорт <№>, выдан <...> <дата>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, являющегося начальником жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 1 (г. Владимир) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН), ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Соколова Е.А. от 18 января 2019 года № 4 Игонченков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 марта 2019 года, вынесенным по жалобе Игонченкова А.Н., постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Игоченков А.Н. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
На рассмотрение жалобы Игонченков А.Н., извещенный надлежащим образом, не явился; направил ходатайство о рассмотрении дела по жалобе в его отсутствие. Судья считает возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие неявившегося заявителя.
Выслушав представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бирюкову Е.И., Корчашкину С.В., просивших в удовлетворении жалобы отказать, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, материалы дела по жалобе № 12-81/2019, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Щекурина Э.А. от 11 апреля 2018 года № 111-р (гк), с учетом внесенных распоряжением от 23 октября 2018 года изменений, 13 ноября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в ходе которой установлено, что по месту осуществления хозяйственной или иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду - котельной, инв.№ 6/6Т/62, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий образуются следующие наименования отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полипропилена загрязненные; отходы зачистки теплоэнергоустановок при сжигании мазута малоопасные; прочие отходы строительства и ремонта, отнесенные по результатам проведенного биотестирования к IV классу опасности; твердые бытовые отходы (отходы коммунальные твердые), отнесенные по результатам проведенного биотестирования к V классу опасности.
В ходе проверки установлено нарушение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований законодательства Российской Федерации области охраны окружающей среды и законодательства об обращении с отходами производства и потребления, а именно:
1. пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 9-ФЗ - не осуществлена обязанность по отнесению образующихся в результате хозяйственной и/или иной деятельности котельной, отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не представлены паспорта отходов I-IV классов опасности;
2. пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от
10 января 2002 года № 7-ФЗ, пунктов 2, 3, 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ - в период с 1 апреля 2017 года по
13 ноября 2018 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществлялась деятельность, связанная с образованием отходов, в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданного специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ, пункта 3 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» - на момент проведения проверки отсутствовала разработанная инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначено в установленном порядке ответственное лицо за обращение с указанными отходами на объекте.
4. требований пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ - не осуществляется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на эксплуатируемом объекте в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от
1 сентября 2011 года № 721.
5. пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ - не представлена статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2017 года в порядке и сроки, определенные федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.
6. пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ - допущено накопление отходов на эксплуатируемом объекте: отходы зачистки оборудования теплоэнергоустановок при сжигании мазута (IV класс опасности) накапливаются в 20-25 м. в севером - северо-западном направлении от трубы котельной инв. № 6/6Т/62 на краю дренажной канавы навалом на почву, отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полипропилена загрязненные временно складируются навалом на почве на прикотельной территории, рядом с участки водоподготовки.
По результатам проверки государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Бирюковым Е.И. в отношении должностного лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Игонченкова А.Н. составлен протокол об административном правонарушении от 6 декабря 2018 года № 229, на основании которого постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Соколова Е.А. от 18 января 2019 года Игонченков А.Н. привлечен к административной ответственности.
Принадлежность к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России котельной, инв. № 6/6Т/62, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, в/г 6Т, Игонченковым А.Н. не оспаривается и подтверждается приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2017 года № 844 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России; котельная (инв. № 6/6Т/62, находящаяся по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Широкий, Д.6Т62, в/г 6Т) передана по акту приема-передачи от 1 апреля 2017 года в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Из Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России следует, что учреждение осуществляет в том числе деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, а так же удаление и очистку сточный вод, отходов (пункт 14 Устава).
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиалы, в том числе филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по РВСН), который действует согласно Положению о филиале, выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществляет деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, а так же удаление и очистку сточный вод, отходов (пункты 9, 10 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН).
Из Положения о жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) следует, что отдел выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществляет деятельность удалению и очистке сточный вод, отходов (пункт 8 указанного Положения об отделе).
Пунктом 18 Положения о жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) следует, что начальник отдела осуществляет руководство его деятельностью в рамках полномочий, предоставленных ему доверенностью, настоящим Положением, обеспечивает соблюдение работниками отдела требований законодательства Российской Федерации.
Согласно должностной инструкции начальник жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 1 (г. Владимир) филиала
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) относится к категории руководителей, представляет государственным органам информацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, обеспечивая при этом соблюдение требований законодательства, осуществляет руководство деятельностью отдела в рамках полномочий, представленных ему доверенностью, обеспечивает соблюдение работниками отдела требований законодательства, руководит текущей финансовой деятельностью отдела, несет ответственность за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушений — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
В соответствии с Приказом начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по строевой части от <дата> <...> Игонченков А.Н. назначен на должность начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН).
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл, рассмотревший дело по жалобе, согласился с выводами старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл о наличии в действиях должностного лиц состава административного правонарушения и квалификацией его действий.
Обстоятельства административного правонарушения и вина Игонченкова А.Н. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнения не вызывают, а именно: распоряжением от 11 октября 2018 года № 111-р (гк) о проведении внеплановой, выездной проверки, актом проверки от 13 ноября 2018 года
№ 101, протоколом осмотра принадлежащих помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 октября 2018 года, фототаблицами, протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 24 октября
2018 года, актом отбора проб от 24 октября 2018 года № 168, протоколами биотестирования №№ 404/04/04-Г, 405/04/04-Г, 406/04/04-Г от 30 октября 2018 года, справкой о расходе топлива в котельной № 6Т/62 с 1 апреля
2017 года по 1 октября 2018 года, свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № BKGLB9WR от 24 октября 2017 года с приложениями, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны, Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), Положением о жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 1 (г. Владимир) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), приказом от
24 марта 2017 года № 844 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, приказом от 12 июля 2017 года № 1958 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ ЦЖКУ» Минобороны России, письмом от 27 декабря 2017 года № 43/2/1127, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, выпиской из ЕГРЮЛ, программой производственного экологического контроля для котельной инв. № 6/6Т/62, актом № 19/79 приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, перечнем недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, актом № 11/ТХ приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, перечнем объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, закрепляемых на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны, приказом от <дата> <№> о принятии на работу Игонченкова А.Н., должностной инструкцией начальника отдела, протоколом от 6 декабря 2018 № 229 года об административном правонарушении.
Доводы жалобы Игонченкова А.Н. повторяют его позицию при рассмотрении дела районным судом, по существу сводятся к несогласию с вынесенными должностным лицом и судьей постановлением и решением и не могут повлечь их отмену.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ ЦЖКУ Минобороны не осуществляет деятельность по обращению с отходами, основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку в пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Осуществление указанной деятельности подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами и включено в уставную деятельность юридического лица.
Заключение муниципального контракта № 07-06072018-1 на предоставление услуг по размещению ТБО не исключает вины должностного лица в установленных нарушениях требований действующего законодательства.
Проверив доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Указанный вывод основан на положениях статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Характер совершенного административного правонарушения, посягающего на установленный и охраняемый государством порядок охраны окружающей среды, и выразившегося в пренебрежительном отношении к исполнению должностным лицом установленных государством обязанностей в области обращения с отходами производства и потребления свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Исходя из фактических обстоятельств дела, количества и характера допущенных нарушений, неприменения должностным лицом мер, направленных на предотвращение (уменьшение) вреда, причиненного охраняемым отношениям, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется.
Назначенное в пределах санкции 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание соответствует тяжести содеянного, является справедливым и соразмерным установленным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение судьи сомнений в своей законности не вызывает, основания для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Игонченкова А. Н. оставить без изменения, жалобу Игонченкова А.Н. – без удовлетворения.
Судья И.А. Медведева