Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-119/2019 от 04.04.2019

Дело №5-119/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июня 2019 года                   г. Барнаул, ул. Папанинцев, 130

Судья Центрального районного суда г.Барнаула О.А. Мальцева, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибгаз-эксплуатация», расположенного в .... (ИНН 2225140681, ОГРН 1132225012765), по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от 02.04.2019, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании поступившей информации по жалобе жителей поселка Мирный Бурова С.Д. и Кондратьева А.А. (вх. №ж от ДД.ММ.ГГГГ, также перенаправленное из прокуратуры г. Барнаула, в соответствии со ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» 18.03.2019 установлено нарушение ООО «Сибгаз- эксплуатация» требований промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9, ч. 1, 2 ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 № 116 –ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), а именно эксплуатация опасного производственного объекта «Распределительный газопровод до жилых домов п. Мирный г. Барнаула» осуществляется без лицензии на данный вид деятельности; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте «Распределительный газопровод до жилых домов ....»; не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Распределительный газопровод до жилых домов ....», в том числе:

-отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание объектов в случае аварии;

- не планируются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Действия ООО «Сибгаз-эксплуатация» квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание законный представитель ООО «Сибгаз-эксплуатация», потерпевший Буров С.Д. не явились, извещены надлежащим образом. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В судебном заседании защитник ООО «Сибгаз-эксплуатация» вину во вменяемом правонарушении не признал, указав на нарушение порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, отсутствие финансирования расходов на проведение указанных работ со стороны арендодателя объекта.

Потерпевший Кондратьев А.А. в судебном заседании просил о привлечении ООО «Сибгаз-эксплуатация» к административной ответственности.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона о промышленной безопасности установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в адрес Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в том числе из прокуратуры ....) поступило обращение жителей поселка Мирный ФИО2 и ФИО3 о фактах нарушений обязательных требований законодательства в деятельности ООО «Сибгаз-эксплуатация».

На основании данного обращения в порядке, установленном п. 2 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственным инспектором Ростехнадзора 01.03.2019 в адрес ООО «Сибгаз-эксплуатация» направлен запрос о предоставлении информации, подтверждающей наличие договора на техническое обслуживание распределительного газопровода, о его балансовой и эксплуатационной принадлежности, об организации, эксплуатирующей указанный газопровод на праве собственности, наличии договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, наличии проектной и иной документации на указанный газопровод.

На указанный запрос 11.03.2019 ООО «Сибгаз-эксплуатация» представлен ответ, указано на техническое обслуживание объекта «Распределительный газопровод до жилых домов ....» силами указанной организации на основании договора аренды, а также отсутствие договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда, представлена проектная, исполнительная и эксплуатационная документация на опасный производственный объект.

На основании поступившей информации государственным инспектором Ростехнадзора 02.04.2019 составлен вышеуказанный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО «Сибгаз-эксплуатация».

Возражая против предъявленного обвинения, защитник ООО «Сибгаз-эксплуатация» указывает на нарушение порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, не проведение внеплановой проверки в соответствии с положениями ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Действительно, отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

Положением о Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом от 22.01.2018 № 28 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере, осуществляет государственный надзор в области промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, Управление вправе осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов.

Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утв. приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 установлены требования к порядку исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений.

Пунктом 20 установлено, что исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры (исчерпывающий перечень):

-разработка ежегодного плана проведения плановых проверок;

-подготовка и проведение плановых проверок;

-подготовка и проведение внеплановых проверок;

-оформление результатов проверок;

-подготовка и осуществление постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах I класса опасности;

-контроль за исполнением выданных предписаний.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются: поступление в Ростехнадзор (его территориальные органы) обращений и заявлений граждан о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера (п. 52).

Внеплановые проверки проводятся в формах документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном пунктами 35 - 49 Регламента.

Таким образом, административным регламентом урегулирован порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, который предусматривает обязательную организацию проверки (документарной, выездной) деятельности юридического лица в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учитывая изложенное, в отношении ООО «Сибгаз-эксплуатация» должна была проводиться внеплановая проверка на основании поступивших в Ростехнадзор обращений граждан о фактах нарушений обязательных требований промышленной безопасности, создающих угрозу причинения вреда.

При этом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ информация, поступившая от ООО «Сибгаз-эксплуатация» по запросу Ростехнадзора, стать не могла, поскольку была запрошена должностным лицом в рамках п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», которая не предусматривает возможность направления государственными органами запросов в адрес юридических лиц, при рассмотрении обращений граждан.

Кроме того, рассматриваемое нарушение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, непосредственно обнаружено не было, осмотр опасного производственного объекта не осуществлялся, что не позволяло возбудить дело об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Поступившие же из прокуратуры обращения граждан требовали в силу положений Административного регламента проведения проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Поводов, перечисленных в ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, позволяющих не применять положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, на основании материалов дела не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Статья 16 Федерального закона № 294-ФЗ предусматривает, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Вместе с тем распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя надзорного органа о проведении проверки не выносились, акт проверки в материалах дела отсутствует.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечисленные выше нарушения закона являются грубыми согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В данном случае доказательства по делу получены с такими нарушениями, дело возбуждено с нарушением ст. 28.1 КоАП РФ.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

Поскольку полученные в ходе производства по делу доказательства наличия состава административного правонарушения признаны судьей недопустимыми, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░.1 ░░. 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

5-119/2019

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
ООО "Сибгаз-эксплуатация"
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Мальцева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
centralny--alt.sudrf.ru
04.04.2019Передача дела судье
04.04.2019Подготовка дела к рассмотрению
29.04.2019Рассмотрение дела по существу
16.05.2019Рассмотрение дела по существу
03.06.2019Продление срока рассмотрения
10.06.2019Рассмотрение дела по существу
13.06.2019Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
17.06.2019Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
02.07.2019Вступление постановления (определения) в законную силу
12.12.2019Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее