УИД – 11RS0017-01-2022-000748-73 |
Дело № 2-13/2023 (№ 2-388/2022) |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Визинга 25 января 2023 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Устюжаниновой Е.А.,
при секретаре Стрепетовой Е.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района Республики Коми Овчинникова А.А.,
представителя ответчика АСП «Куниб» главы сельского поселения «Куниб» Морозова Ф.А., действующего на основании Решения Совета сельского поселения «Куниб» № V-1/3 от 04.10.2021, Устава муниципального образования сельского поселения «Куниб»,
представителя третьего лица, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми Шмидт О.В., действующей на основании доверенности от 19.01.2023 № 19,
представителя третьего лица Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми Торлопова Д.А., действующего на основании доверенности от 17.01.2023 № 04/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи, с учетом перерыва, объявленного в судебном заседании 23.01.2023, дело по иску прокурора Сысольского района, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Куниб» об обязании создать (обновить) вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров и обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района Республики Коми обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Куниб» (далее – АСП «Куниб») об обязании создать (обновить) вокруг населенных пунктов: с. Куниб, пст. Первомайский противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, обязать АСП «Куниб» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В иске указал, что прокуратурой Сысольского района проведена проверка соблюдения АСП «Куниб» требований пожарной безопасности, законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронной форме. По результатам проверки установлено, что в нарушение абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима, на территории сельского поселения «Куниб» с. Куниб, пст. Первомайский в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию населенного пункта не создана до начала пожароопасного периода вокруг указанных населенных пунктов минерализованная полоса шириной не менее 10 метров. 23.06.2022 в адрес руководителя АСП «Куниб» прокуратурой района внесено представление. 26.05.2022 ОНДиПР Сысольского района МЧС России по Республике Коми выдано предписание со сроком устранения до 01.08.2022. Однако по состоянию на 22.08.2022 указанные нарушения не устранены. Кроме того, проверкой установлено, что на официальном сайте АСП «Куниб» не размещен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, в том числе, в электронном виде, отсутствует административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по порядку выдачи единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов. На едином портале https://www.gosuslugi.ru отсутствует информация, в том числе административный регламент о предоставлении указанной выше муниципальной услуги, муниципальная услуга в электронной форме фактически не оказывается и на региональном портале. Таким образом, АСП «Куниб» не обеспечена возможность получения гражданами муниципальной услуги по «Выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» в электронной форме, а также возможность получения заявителями иных муниципальных услуг в электронной форме. Информация о предоставлении указанной муниципальной услуги, а также иных муниципальных услуг АСП «Куниб» в электронном виде отсутствует на официальном сайте поселения, государственном и региональном порталах, услуги в электронной форме фактически не предоставляются, чем нарушается как принцип открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, установленный ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В судебном заседании 10.10.2022 старший помощник прокурора Овчинников А.А. исковые требования уточнил следующим образом: обязать АСП «Куниб» до 01.05.2023 создать (обновить) вокруг населенных пунктов: с. Куниб, пст. Первомайский противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; обязать АСП «Куниб» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, оказываемых АСП «Куниб», в электронной форме в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать АСП «Куниб» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)».
Определениями Сысольского районного суда Республики Коми от 22.09.2022, 10.10.2022, 29.11.2022, 20.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Сысольского района ГУ МЧС России по Республике Коми, ГУ РК «Сысольское лесничество», Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми (Минцифры Республики Коми), Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми (Минэкономразвития Республики Коми).
В судебном заседании старший помощник прокурора Овчинников А.А. уточнил исковые требования следующим образом: обязать АСП «Куниб» до 01.05.2023 создать (обновить) вокруг населенных пунктов: с. Куниб, пст. Первомайский противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; обязать АСП «Куниб» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, включенных в Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат, оказываемых АСП «Куниб», в электронной форме в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать АСП «Куниб» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)».
В дополнительных письменных пояснениях указал, что единый жилищный документ упрощает решение вопросов с жильем (например, сделки с недвижимостью, решение бытовых и коммунальных вопросов), замену паспорта, оформление льгот и субсидий от государства. С учетом интеграции информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в настоящее время имеется возможность получения информации от иных органов для оказания единой муниципальной услуги в порядке взаимодействия. Учитывая, что сельскими поселениями, расположенными на территории Сысольского района, осуществляется лишь выдача выписки из похозяйственной книги, и административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче единого жилищного документа отсутствует, указанные действия ограничивают права неопределенного круга лиц на получение указанной муниципальной услуги.
В судебном заседании представитель ответчика АСП «Куниб» Морозов Ф.А. возражал против удовлетворения требований прокурора Сысольского района в части обязания АСП «Куниб» до 01.05.2023 создать (обновить) вокруг населенных пунктов: с. Куниб, пст. Первомайский противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, полагая, что такой срок является слишком ранним в связи с возможным наличием снежного покрова или иных неблагоприятных погодных условий для создания минерализованных полос, поскольку техника может не проехать. По иным пунктам исковых требований возражений не имел.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Сысольского района ГУ МЧС России по Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен. В письменном отзыве от 06.10.2022 поддержал заявленные требования по следующим основаниям. В ходе проведения внеплановой выездной проверки полномочий органов местного самоуправления в отношении АСП «Куниб» (с. Куниб, пст. Первомайский) выявлены нарушения требований пожарной безопасности: на территории сельского поселения «Куниб» (с. Куниб, пст. Первомайский) в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию населенных пунктов не создана до начала пожароопасного периода противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров. По итогам проверки главе СП «Куниб» было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 26.05.2022, срок исполнения установлен на 01.08.2022. В связи с невыполнением данного предписания в адрес прокуратуры Сысольского района направлено информационное письмо об имеющихся и не устраненных нарушениях требований пожарной безопасности. Указанные правонарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Правонарушения не были вызваны чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля главы сельского поселения. Кроме того, Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1479, положениями которых предусмотрено, в частности, обустройство противопожарных минерализованных полос, действуют с 01.01.2021, поэтому обязанность реализации данного мероприятия наступила с 01.01.2021, а не с момента выдачи предписания от 26.05.2022. У должностного лица имелась возможность устранения выявленных нарушений.
Третье лицо ГУ РК «Сысольское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направило, надлежащим образом уведомлено. В письменных пояснениях к исковому заявлению третье лицо указало, что в соответствии с определением Сысольского районного суда Республики Коми от 10.10.2022 комиссией в составе представителей АСП «Куниб», ОНД и ПР Сысольского района ГУ МЧС России по Республике Коми, ГУ «Сысольское лесничество» произведен осмотр границ с. Куниб, пст. Первомайский, примыкающих к лесному массиву. В ходе осмотра установлено, что планируемые участки по созданию минерализованной полосы шириной не менее 10 метров находятся вне границ земель государственного лесного фонда.
Представитель третьего лица Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми (Минцифры Республики Коми), Шмидт О.В., действующая на основании доверенности от 19.01.2023 № 19, поддержала требования прокурора в части обязания ответчика обеспечить возможность получения муниципальных услуг, включенных в Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат, оказываемых АСП «Куниб», в электронной форме, а также разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения), по основаниям, изложенным в письменных пояснениях к иску. В письменных пояснениях третье лицо предложило рассмотреть перевод муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения» в электронный формат в рамках утверждения регионального нормативного правового акта по реализации требований Постановления Правительства РФ от 03.09.2022 № 1555, требованиями которого установлен порядок разработки и размещения интерактивных форм заявлений на ЕПГУ. Полагало, что удовлетворение заявленных исковых требований возможно после выполнения требований вышеуказанных административных требований.
Представитель третьего лица Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми (Минэкономразвития Республики Коми) Торлопов Д.А., действующий на основании доверенности от 17.01.2023 № 04/10, также поддержал заявленные требования в части обязания ответчика обеспечить возможность получения муниципальных услуг, включенных в Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат, оказываемых АСП «Куниб», в электронной форме, а также разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения), по основаниям, изложенным в письменных пояснениях к иску. В дополнении к отзыву на исковое заявление по уточненным исковым требованиям от 24.01.2023 третье лицо указало, что в случае наличия утвержденного административного регламента «Выдача выписки из похозяйственной книги» и удовлетворения исковых требований Прокурора Сысольского района о разработке и утверждении административного регламента предоставления мунициапльной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки их похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)» Министерство считает целесообразным разработку и утверждение нового административного регламента с учетом добавления в него норм, регламентирующих предоставление выписки из похозяйственной книги и признание утратившим силу административного регламента «Выдача выписки из похозяйственной книги».
Заслушав помощника прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что 26.05.2022 Поповым Е.И., начальником ОНДиПР Сысольского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми в адрес главы сельского поселения «Куниб»
вынесено Предписание № 11-015-2022/0005/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 34).
Согласно указанному предписанию, на территории СП «Куниб» (с. Куниб, пст. Первомайский) выявлены следующие нарушения абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479: в целях исключения возможного перехода природного пожара на территорию населенного пункта не создана до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров; был установлен срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности – 01.08.2022.
23.06.2022 в адрес руководителя СП «Куниб» прокурором Сысольского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, в том числе, абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима (П. 3).
18.08.2022 ОНДиПР Сысольского района УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми направило прокурору Сысольского района (л.д. 27) информацию о том, что выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием денежных средств в бюджете сельского поселения на 2022 год, работы по созданию противопожарных минерализованных полос будут запланированы на 2023 год.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, то есть специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ).
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзацы первый, четвертый ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ).
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1).
Защита населения и его имущества от природных пожаров входит в сферу интересов граждан, проживающих на территории поселений, муниципальных и городских округов.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 1 ст. 59 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими способами, к числу которых относится и устройство противопожарных преград.
По правилам пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные минерализованные полосы относятся к противопожарным преградам.
Ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ предусматривает, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила № 1479), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно абзацу седьмому п. 63 Правил № 1479, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Указанное положение, содержащееся в Правилах N 1479, носит технический характер, следовательно, выполняя требования данных Правил, орган местного самоуправления решает вопросы технического обеспечения пожарной безопасности населенного пункта, выполняет первичные меры пожарной безопасности.
Согласно Приложению № 1 к Распоряжению Правительства РК от 22.04.2022 N 136-р «Об утверждении Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, расположенных на территории Республики Коми, Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных пожаров, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, расположенных на территории Республики Коми», на территории Сысольского района к населенным пунктам, примыкающим к земельному участку, заросшему сорными растениями, древесно-кустарниковой растительностью, относятся также населенные пункты сельского поселения «Куниб»: пст. Первомайский, с. Куниб.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2022 № 222 «О начале в 2022 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми», в 2022 году начало пожароопасного сезона на территории муниципального района «Сысольский» установлено с 1 мая 2022 года.
Между тем, в нарушение указанных выше требований, до начала особого противопожарного режима противопожарные преграды, а именно противопожарные минерализованные полосы вокруг данных населенных пунктов не были созданы.
Как следует из п. 3 протокола совещания при главе СП «Куниб» от 22.07.2022 (л.д. 26), в связи с отсутствием денежных средств в бюджете СП «Куниб» на 2022 год, работы по созданию противопожарной минерализованной полосы будут запланированы в 2023 году.
Согласно письму АСП «Куниб» от 16.08.2022 (л.д. 66), работы по созданию минерализованных полос вокруг населенных пунктов: с. Куниб и пст. Первомайский будут запланированы на 2023 год в связи с отсутствием денежных средств в бюджете сельского поселения на 2022 год.
Между тем, отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения нельзя признать обстоятельством, на основании которого АСП «Куниб» может быть освобождена от выполнения указанных требований пожарной безопасности, а именно создания противопожарных минерализованных полос.
Равным образом, отсутствие на территории района и Республики техники, которая могла бы сделать минерализованную полосу шириной 10 метров, суд также не расценивает в качестве подобного основания, поскольку данный довод ответчика опровергнут представителем ОНДиПР Сысольского района ГУ МЧС России по Республике Коми, указавшим, что такая техника имеется. На территории Республики Коми есть Лесопожарный центр, в котором есть техника, в том числе, для создания минерализованных полос (протокол судебного заседания от 10.10.2022, л.д. 81).
Доводы ответчика о том, что невозможность создания минерализованных полос обусловлена тем, что пст. Первомайский и с. Куниб граничат с гослесфондом, границы лесного фонда на сегодня не определены, вырубка кустов вдоль границы лесного участка противоречит законодательству, опровергается Актом осмотра границ с. Куниб, пст. Первомайский, примыкающих к лесному массиву, а именно, участков, где предполагается обустройство противопожарных минерализованных полос, от 23.11.2022 (л.д. 97). Согласно указанному акту, по итогам осмотра комиссией в составе представителей ответчика и третьих лиц ОНД и ПР Сысольского района и ГУ «Сысольское лесничество» установлено, что участки, где необходимо выполнить противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, находятся вне границы лесного фонда, что не препятствует созданию противопожарных минерализованных полос. Указанные сведения подтверждаются также фототаблицей к акту осмотра территории (л.д. 100 – 101).
Суд также отклоняет довод ответчика о том, что наличие снежного покрова или иные неблагоприятные погодные условия не позволят в срок до 01.05.2023 создать минерализованные полосы вокруг указанных населенных пунктов, поскольку заранее предусмотреть, когда именно произойдет разрушение устойчивого снежного покрова и его сход в 2023 году, не представляется возможным, как и погодные условия. Равным образом, на сегодня неизвестен срок начала пожароопасного сезона в 2023 году.
Кроме того, суд полагает возможным разъяснить, что при невозможности исполнения судебного акта в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда или изменении способа и порядка его исполнения в соответствии со ст. 203 ГПК РФ.
Суд также принимает во внимание, что предписание ОНДиПР Сысольского района УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 26.05.2022 предусматривало срок исполнения до 01.08.2022, то есть в летний период. Таким образом, ответчик располагал возможностью исполнения предписания вне зависимости от погодных условий.
Учитывая вышеизложенное, поскольку нарушение АСП «Куниб» абз. седьмого п. 63 Правил № 1479 подтверждается материалами дела, и факт нарушения признан представителем ответчика, суд полагает, что иск прокурора в данной части подлежит удовлетворению.
Судом также установлено, что по результатам проверки соблюдения АСП «Куниб» требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг в электронном виде в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика», прокуратурой Сысольского района выявлены следующие нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования: на официальном сайте АСП «Куниб» не размещен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, в том числе, в электронном виде, отсутствует административный регламент о предоставлении муниципальной услуги по порядку выдачи единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов. На едином портале https://www.gosuslugi.ru отсутствует информация, в том числе административный регламент о предоставлении указанной выше муниципальной услуги, муниципальная услуга в электронной форме фактически не оказывается и на региональном портале.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Сысольского района в адрес руководителя АСП «Куниб» внесено представление (п. 4 представления от 23.06.2022 № 86-02-2022), которое было рассмотрено на совещании при главе СП «Куниб» 22.07.2022. По результатам рассмотрения представления утвержден план-график перехода на предоставление муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги. Карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов)» в электронной форме (распоряжение № 45-р главы АСП «Куниб» от 01.08.2022, л.д. 31 – 32).
15.09.2022 АСП «Куниб» направило письмо в Прокуратуру Сысольского района о принятых мерах по организации оказания социально-значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде (л.д. 43 – 44).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;
административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
К основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе, относятся принципы открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, и возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В силу ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года. Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» определена в качестве информационной системы для предоставления услуг в электронной форме на всей территории Российской Федерации. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определено оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ).
В настоящее время в Российской Федерации реализуется проект по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид в рамках национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" ("Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). Протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий внедрения предпринимательской деятельности от 25.06.2021 № 19 (далее - Протокол) утвержден план перевода массовых социально значимых услуг (сервисов) в электронный вид, а также перечни федеральных и региональных услуг для перевода в электронный вид. Услуги разделены на 4 очереди. Запуск всех 4 очередей на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) установлен до 01 декабря 2021 года. Орган, осуществляющий руководство и техническое обеспечение процесса перевода услуг (создание концентраторных форм на ЕПГУ, добавление или удаление услуг, модернизация услуг под специфику субъекта Российской Федерации) - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
На основании Протокола в Республике Коми 17.09.2021 утвержден Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат (далее - региональный перечень), действующий в настоящее время в редакции, утвержденной 21.11.2022, и состоит из 90 услуг.
По сведениям третьего лица Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми от 24.01.2023 № 13-06/18, по состоянию на январь 2023 года все государственные и муниципальные услуги, включенные в федеральный план перевода массовых социально значимых услуг (сервисов) в электронный вид, фактически переведены в электронный вид и выведены на ЕПГУ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 2280 «О размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечении возможности их предоставления с использованием указанной информационной системы» определены:
перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных услуг, предоставляемых через региональный портал государственных услуг, в отношении которых высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности их предоставления через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (добровольный перечень);
перечень отдельных государственных услуг, предоставляемых в электронной форме посредством обращения заявителей через сайты органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в отношении которых должна быть обеспечена равноценная возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через ЕПГУ (перечень равноценно предоставляемых услуг);
перечень отдельных государственных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через ЕПГУ в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных услуг.
Поскольку по делу установлено, что АСП «Куниб» не обеспечена возможность получения муниципальных услуг, включенных в Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат, оказываемых администрацией поселения, в электронной форме, что не оспаривается ответчиком, требования прокурора в данной части суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ).
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ).
В п. 14 Перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р, содержится такая услуга как выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п. 1 Решения Совета муниципального района «Сысольский» № VII-26/139 от 28.10.2022 «О передаче осуществления части полномочий муниципального района «Сысольский», муниципальным районом «Сысольский» с 1 января 2023 года органам местного самоуправления сельского поселения Куниб передано осуществление части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета МО МР «Сысольский» в бюджет местного поселения, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.
Таким образом, услуга, о разработке административного регламента предоставления которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, поскольку она связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу приведенных выше положений закона, ответчик как орган, предоставляющий муниципальную услугу, обязан предоставлять ее в соответствии с административным регламентом.
Как установлено судом, данная обязанность администрацией сельского поселения «Куниб» не исполнена.
На официальном сайте администрации сельского поселения «Куниб» отсутствует административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)».
В силу пунктов 6 и 9 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме включает, в том числе, осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. Межведомственным информационным взаимодействием является осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
Принимая во внимание возможность осуществления при предоставлении муниципальных услуг указанного взаимодействия данных субъектов по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, суд полагает, что отсутствие административного регламента не должно ограничивать права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги.
Суд, учитывая мнение Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми, являющегося в соответствии с Положением о Минэкономразвития Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 № 542, органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию государственной политики, реализации мер государственного регулирования, включая нормативно-правовое регулирование в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, полагает, что наличие утвержденного административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Выдача выписки из похозяйственной книги» не препятствует разработке и утверждению нового административного регламента с учетом добавления в него норм, регламентирующих предоставление выписки из похозяйственной книги и признание утратившим силу административного регламента «Выдача выписки из похозяйственной книги».
В связи с изложенным выше, и принимая во внимание, что ответчик не возражает против удовлетворения требования прокурора в данной части, суд считает указанное требование подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Куниб», ИНН 1110003408, ОГРН 1051100861020, об обязании создать (обновить) вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров и обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Куниб» до 01.05.2023 создать (обновить) вокруг населенных пунктов: с. Куниб, пст. Первомайский противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Обязать администрацию сельского поселения «Куниб» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, включенных в Региональный перечень массовых социально значимых услуг, подлежащих переводу в электронный формат, оказываемых администрацией сельского поселения «Куниб», в электронной форме в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию сельского поселения «Куниб» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, выписки из похозяйственной книги и иных документов, содержащих аналогичные сведения)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Устюжанинова Е.А.
Мотивированное решение составлено 25.01.2023.