Судебный акт #1 (Определения) по делу № 21-293/2022 от 01.03.2022

Судья Коротун С.В.                                                                    Дело № 21-293/2022

(номер дела в суде первой

инстанции № 12-14/2022)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 апреля 2022 года                                                                   город Севастополь

      Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника ФИО – Новиковой Натальи Александровны на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. -Ф от 13 августа 2021 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО,

установил:

     постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. -Ф от 13.08.2021 года Лихачёва В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

         На данное постановление должностного лица защитник ФИО – Новикова Н.А. подала жалобу в Гагаринский районный суд города Севастополя.

        Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13.01.2022 г. жалоба защитника ФИО – Новиковой Н.А. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление - без изменения.

        Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением суда, защитник ФИО – Новикова Н.А. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания.

        В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства размещения грунта на земельном участке, принадлежащем Лихачёвой В.И., следовательно и состав административного правонарушения в ее действиях. Кроме того, в жалобе указала, что при проведении проверки на земельном участке пробы грунта не отбирались, протоколы геодезического исследования и отбора проб составлялись не в рамках КоАП и с нарушением требований методических рекомендаций, в ходе лабораторных испытаний не установлено к какому классу опасности относятся выявленные отходы грунта, а также дата в рейд-задании и дата проверки не совпадают.

     Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании защитник ФИО – Новикова Н.А. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.

Представители государственного органа – Кузьмина Т.В. и Зыков В.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, полагая принятое постановление должностного лица и решение суда законными и обоснованными.

            Должностное лицо – Ганенко С.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду, одновременно статьей 58 введена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

На основании ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что основанием для привлечения ФИО к административной ответственности по ст. ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ послужило то, что 10.03.2021 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения рейдового мероприятия сотрудниками Севприроднадзора зафиксирован факт несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты 44.535779, 33.494800) в районе земельных участков с кадастровыми номерами , , а также планировка территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты 44.536707, 33.493557) в районе земельных участков с кадастровыми номерами , .

По факту несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ в виде навалов (географические координаты 44.535779, 33.494800) в районе земельных участков с кадастровыми номерами , , а также планировки территории отходами грунта при проведении земляных работ (географические координаты 44.536707, 33.493557) в районе земельных участков с кадастровыми номерами , возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11.03.2021.

25.03.2021 года специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» (Аттестат аккредитации химико-аналитической лаборатории RA.RU.21A088 от 25.01.2017 года) в районе земельных участков с кадастровыми номерами 91:02:006021:679, отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат- ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец, хром, цинк:

    1 проба (-П-21) - фоновая проба;

    2 проба (-П-21) - место несанкционированного складирования отходов грунта при проведении земляных работ.

Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» -П-21 от 08.04.2021 установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (5,98 мг/кг) над значением в фоновой пробе (<5,0 мг/кг), хлорид-ионы (89,0 мг/кг) над значением в фоновой пробе (68,3 мг/кг). Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.

25.03.2021 года ООО «Реал» были выполнены геодезические и топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на территории: г. <адрес> (в районе земельных участков с кадастровыми номерами , , , ), а также зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63.

В соответствии с соотнесенными границами несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков установлено, что отходы размещены на следующих земельных участках с кадастровыми номерами: , , , , , , , .

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (№ КУВИ-002/2021-21414940 от ДД.ММ.ГГГГ) правообладателем земельного участка с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес> - является ФИО.

В соответствии с отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ загрязнения территории, общая площадь загрязнения на земельном участке с кадастровым номером составила - 400 кв.м.

На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>, относящемся к категории земель «Земли поселений (земли населенных пунктов)», запрещено захоронение отходов.

При этом, в силу ст. 1 указанного закона захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, которая допускается только в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, которое допускается только в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Однако, по состоянию на 11 часов 00 минут 10.03.2021 года в нарушение указанных требований на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>, собственником которого является ФИО, вне специально отведенных мест на почве и прилегающей к нему территории общего пользования складируются отходы грунта при проведении земляных работ (код ФККО - 8 11 100 00 00 0, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242). С использованием специализированной техники проведены работы по планированию территории, повлекшие утрамбовывание отходов и уплотнение земельного участка под свалочными массами.

Таким образом, Лихачёва В.И. своими действиями (бездействием) нарушила требования п. п. 2, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 34, п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. -Ф от 13.08.2021 года Лихачёва В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

        Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13.01.2022 г. жалоба защитника ФИО – Новиковой Н.А. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление - без изменения.

Как установлено в ходе разбирательства в суде первой инстанции, факт совершения Лихачёвой В.И. правонарушения подтверждается объективными доказательствами, собранные по данному делу доказательства были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и полагал возможным оставить без изменения постановление должностного лица Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя -Ф от 13.08.2021 года.

        Однако с данными выводами судьи согласиться нельзя в силу следующего.

       Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (ч. 2).

Определением о назначении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 25.11.2021 года судебное заседание назначено на 28.12.2021 на 09 часов 00 минут.

Судебная корреспонденция направлялась ФИО по месте ее жительства: <адрес>, сведений о получении судебной повестки либо о ее возврате в адрес суда, в материалах дела не имеется.

Согласно определения судьи от 28.12.2021 года рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении отложено на 13.01.2022 года на 17 часов 00 минут, однако Лихачёва В.И. по месту е жительства извещена не была, в нарушение требований ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

Как следует из материалов жалобы ФИО в судебном заседании не присутствовала, сведения о ее надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания назначенного на 13.01.2022 года в материалах дела отсутствуют, что повлекло нарушение ее прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о допущенных судьей районного суда процессуальных нарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное, рассмотреть жалобу в соответствии требованиями действующего законодательства и надлежащей оценкой имеющихся в деле доказательств, дать оценку законности и обоснованности постановления должностного лица, и вынести мотивированное решение в соответствии с требованиями ст. ст. 29.10, 30.6 – 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -

решил:

решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 года – отменить.

             Материалы дела по жалобе защитника ФИО – Новиковой Натальи Александровны на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. -Ф от 13 августа 2021 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО, возвратить на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя в ином составе суда.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья                                                                                                        С.Н. Исаев

21-293/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Лихачева Валентина Ивановна
Другие
Новикова Наталья Александровна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Исаев Сергей Николаевич
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
gs--sev.sudrf.ru
02.03.2022Материалы переданы в производство судье
08.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее