Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-228/2024 ~ М-105/2024 от 12.03.2024

2-228/2024

24RS0027-01-2024-000266-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2024 года                                                                                      г. Кодинск

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Михайловой О.В.,

при секретаре Кирюхиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Лозовой Татьяне Васильевне о взыскании денежных средств,

установил:

Истец КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к ответчику Лозовой Т.В. о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту в размере 350000 рублей, судебных расходов в размере 6700 рублей, мотивировав свои требования тем, что Лозовая Т.В. 7.06.2023 обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по Кежемскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по реализации мероприятия «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности». 10.07.2023 с ответчиком заключен социальный контракт № сроком на 12 месяцев с 10.07.2023 по 09.07.2024. Согласно указанному контракту ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно программе социальной адаптации Лозовая Т.В. должна на полученные денежные средства приобрести основные средства и материально-производственные запасы для ведения предпринимательской деятельности в период с 10.07.2023 по 9.11.2023. По факту не приобретения оборудования ответчиком была предоставлена объяснительная и принято решение о продлении срока действия социального контракта и увеличении срока приобретения основных средств (оборудования) до 30.11.2023. Ответчик не выполнила мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации, в связи с чем территориальным отделением 12.12.2023 принято решение о прекращении оказания ответчику государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта. Ответчику направлено письмо претензия о необходимости возврата денежных средств в размере 350000 рублей, которое осталось без исполнения. Денежные средства на расчетный счет истца не поступили.

Истец КГКУ «УСЗН», извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, при обращении в суд в исковом заявлении представитель по доверенности № от 13.09.2023 (л.д. 13) ФИО4 изложила просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик Лозовая Т.В., лично получившая 3.04.2024 судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В предварительном судебном заседании не оспаривала обстоятельства, изложенные в иске, указав, что денежные средства в размере 72705 рублей не израсходовала в связи с возникшими форс мажорными обстоятельствами, согласна вернуть не израсходованные денежные средства, а не всю сумму. В рамках исполнения контракта она регистрировалась как самозанятая, допустила задолженность по налогам, и прекратила регистрацию в качестве самозанятой в январе 2024 года, однако фактически продолжает осуществлять деятельность с марта без регистрации.

В порядке ч.3, ч.5 ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не представивших суду сведений об уважительности причин неявки.

Суд, исследовав письменные доказательства, оценив изложенные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Согласно части 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 47 Порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, являющегося приложением № 18 к государственной программе Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п получатель обязан денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, возвратить в полном объеме и в течение 30 дней со дня прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) либо со дня снятия гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Как установлено судом:

7.06.2023 Лозовая Т.В. обратилась с заявлением в КГКУ «УСЗН» о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта для реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в виде приготовления обедов и их реализации по организациям, предоставив комплект документов, в том числе бизнес-план по оказанию услуг доставки еды на заказ «<данные изъяты>» (л.д. 85-135).

10.07.2023 с ответчиком заключен социальный контракт № на срок с 10.07.2023 по 09.07.2024, по условиям которого Лозовой Т.В. назначена государственная социальная помощь в сумме 350000 рублей по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно п.п.10 п. 4.1 контракта Лозовая Т.В. обязалась возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта).

Согласно п. 4.1 данного контракта Лозовая Т.В. обязалась в период действия социального контракта осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в качестве самозанятого в течение срока действия настоящего контракта; приобрести основные средства, материально-производственные запасы и предоставить в Управление подтверждающие документы; расходовать государственную социальную помощь в объеме и на цели, указанные в социальном контракте: предоставлять ежемесячно в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом. Согласно п. 3.2.2 контракта УСЗН вправе принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: невыполнение Получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме и в установленные сроки: прекращения в период действия контракта деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе Получателя. Согласно п. 3.2.4 контракта УСЗН вправе взыскать денежные средства, выплаченные Получателю в полном объеме в случае если денежные средства не возвращены Получателем не позднее 30 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности при ее прекращении в период действия социального контракта. (л.д. 65-67).

В соответствии с п. 2.2. предоставление единовременной денежной выплаты в соответствии с п. 2.1.1. социального контракта осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет открытый Получателю в российской кредитной организации АО «Тинькофф Банк», БИК (л.д. 60).

Согласно программы социальной адаптации, являющейся приложением №1 к социальному контракту В период действия контракта ответчик обязана осуществить регистрацию в качестве ИП или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) в период с 10.07.2023 по 27.07.2023, полученные денежные средства по социальному контракту № от 10.07.2023 Лозовая Т.В. должна направить на приобретение основных средств и материально-производственных запасов с целью ведения предпринимательской деятельности в период с 10.07.2023 по 09.11.2023, осуществлять деятельность в качестве ИП или самозанятого с предоставлением сведений об отчислениях в ИФНС ( справки о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход) в период с 10.07.2023 по 09.07.2024 ежемесячно (л.д. 69-72).

19.07.2023 на счет Лозовой Т.В. истцом перечислены денежные средства в размере 350000 рублей по социальному контракту.

За период с 10.07.2023 по 31.10.2023 Лозовая Т.В. представила отчетные документы, согласно которым ответчик поставлена на учет в качестве самозанятого 10.07.2023, получила 20.07.2023 денежные средства в размере 350000 рублей, частично приобрела оборудование на общую сумму 277295 рублей, представив кассовые чеки, с 1.10.2023 начала вести деятельность в качестве самозанятой по осуществлению готовки и доставки населению обедов и суши (л.д. 33-59).

22.11.2023 Лозовой Т.В. представлена объяснительная, согласно которой ею был нарушен п. 3 программы социальной адаптации к социальному контракту № 37-2-0026/23 от 10.07.2023, а именно в срок до 9.11.2023 не было закуплено оборудование ввиду трудноступности доставки в наш региона оборудования. Обязалась закупить остаток оборудования на сумму 72705 рублей за счет государственной социальной помощи и собственные средства. Просила продлить срок, предусмотренный п.3 программы до 30.11.2023 (л.д. 32).

22.11.2023 Лозовая Т.В. обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» с заявлением о внесении изменений в программу социальной адаптации социального контракта и увеличения срока приобретения основных средств (оборудования) с целью ведения предпринимательской деятельности до 30.11.2023 (л.д. 30-31)

В связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки 12.12.2023 истцом принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальнойадаптации в полном объеме в установленные сроки и в адрес Лозовой Т.В. направлено соответствующее уведомление (л.д. 29, 28)

13.12.2024 Лозовой Т.В. направлено требование о возврате денежных средств в размере 350000 рублей, полученных по социальному контракту (л.д. 26-27) и получено ею 24.12.2023 (л.д. 24).

По информации МИФНС России № 8 по Красноярскому краю Лозовая Т.В. состояла на учете в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) в период с 31.05.2023 по 31.05.2023, с 28.08.2023 по 05.01.2024.

Оценив изложенные доказательства и нормы права в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что поскольку ответчиком в период действия социального контракта прекращена регистрация в качестве плательщика налога на профессиональный доход, то есть фактически ею прекращена предпринимательская деятельность с 06.01.2024, по условиям социального контракта в течение 30 дней с 5.01.2024 она обязана возвратить полученные денежные средства, однако до настоящего времени денежные средства не возвратила, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика денежных средств суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что она осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход и в качестве ИП суд не может принять во внимание, поскольку согласно п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Согласно пункта 1 указанной статьи гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. Согласно абзаца второго пункта первого статьи 23 ГК РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 6 статьи 2 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

    Поскольку Лозовая Т.В. с 06.01.2024 не имеет регистрации в качестве ИП или плательщика налога на профессиональный доход, она не вправе ссылаться на осуществление предпринимательской деятельности во исполнение социального контракта.

Согласно положений ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением заявленных истцом требований понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины по платежному поручению № 270601 от 6.03.2024 в сумме 6700 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца: (350000 - 200000) х 1 % + 5200 = 6700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Лозовой Татьяне Васильевне удовлетворить.

Взыскать с Лозовой Татьяны Васильевны (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, код подразделения в пользу Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" (<данные изъяты> <данные изъяты>) денежные средства в размере 350000 рублей, судебные расходы в размере 6700 рублей, а всего 356700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                         О.В. Михайлова <данные изъяты>.

2-228/2024 ~ М-105/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Лозовая Татьяна Васильевна
Другие
Здереглазова Светлана Григорьевна
Суд
Кежемский районный суд Красноярского края
Судья
Михайлова О.В.
Дело на странице суда
kegma--krk.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.04.2024Предварительное судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее