Дело № 2-84/2023
УИД 11RS0014-01-2023-000017-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием представителя истца Сорокина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Исаковой Розы Деомидовны к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным постановления, обязании предоставить жилое помещение вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с иском к администрации МР «Корткеросский». С учетом уточнения просит: признать незаконным постановление администрации МР «Корткеросский» от 23.08.2022 № 1231 в части установления срока для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до 2031 года; обязать ответчика в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда установить иной разумный срок для расселения граждан из аварийного дома; обязать предоставить вне очереди другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в пределах муниципального района «Корткеросский» по договору социального найма. В обоснование иска указано, что истец является нанимателем указанного жилого помещения. Постановлением администрации района по результатам заключения межведомственной комиссии и на основании определения Корткеросского районного суда 27.05.2022 об утверждении мирового соглашения жилой дом № 3 признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения в п. 3 постановления установлен до 2031 года, что истец полагает неразумным, поскольку проживание в доме создаёт реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе ей.
Судом к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Исаков С.К., Исаков Н.С., Маркова Г.В.
В судебном заседании истец участия не принимала, извещена надлежаще. Её представитель Сорокин Р.В. на требованиях настаивал. Дополнив, что истец проживает в доме одна, в силу своего возраста не может осуществлять какие-либо ремонтные работы, в соседней квартире жильцы не живут.
Представитель ответчика, третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ранее представитель ответчика Мальцев В.А. с иском не согласился, поддержал письменный отзыв. Пояснил, что установленный для расселения срок является разумным с учетом большого количества аварийного жилого фонда и отсутствии возможности произвести расселение в более ранние сроки. Дом истца в программу переселения граждан из аварийного фонда не включен. При этом администрация может рассмотреть вопрос о предоставлении жилья истцу при наличии судебного акта. Строительство новых жилых домов в п. Урьель проблематично и не планируется.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Подтверждается материалами дела, что Исакова Р.Д., <дата> г.р., зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, кв. 1.
Собственником жилого помещения является МР «Корткеросский» в лице администрации МР «Корткеросский».
Решением Корткеросского районного суда от 16.03.2022 по делу № 2-59/2022, вступившим в законную силу, установлен факт пользования Исаковой Р.Д. спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. На администрацию МР «Корткеросский» возложена обязанность заключить с Исаковой договор социального найма данного жилого помещения. Также установлено, что истец проживает по указанному адресу с 1979 года.
Во исполнение судебного акта 25.04.2022 между истцом и администрацией МР «Корткеросский» заключен договор социального найма жилого помещения № 178.
Не оспорено сторонами, что истец фактически проживет в данной квартире.
Согласно пп. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), согласно п. 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное в абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В рамках реализации указанных полномочий постановлением администрации МР «Корткеросский» от 23.08.2022 № 1231 многоквартирный жилой дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для принятия оспариваемого постановления явилось заключение межведомственной комиссии от 15.08.2022 № 83.
Как следует из содержания данного заключения, акта обследования многоквартирного жилого дома от той же даты, заключения по оценке технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома, выполненного ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки», многоквартирный жилой дом <адрес> является одноэтажным, двухквартирным. Здание деревянное, сборно-щитовое, 1958 года постройки. Фундамент – деревянные стульчики, крыша двускатная, покрыта рубероидом, отопление печное. Многоквартирный жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 и не пригоден для проживания. Состояние конструктивных элементов дома оценивается как аварийное; сведения о капитальном ремонте здания отсутствуют; сроки эксплуатации здания значительно превышают нормативные показатели (30 лет); физический износ жилого дома составил 70%. В числе прочего выявлены: искривления горизонтальных линий стен, цоколя; отсутствие отмостки; опасные деформации, прогибы деревянных перекрытий; сильная просадка, изломы, прогибы половых досок; сильная гниль, сырость, поражение грибком фундамента, щитов, перекрытий, крыши, полов; черный пол утрачен; сильные выпучивания и отклонения стенок печей от вертикали, сдвиги кирпичей, вертикальные и горизонтальные трещины… Ввиду ухудшения технических характеристик в процессе эксплуатации всех несущих и ограждающих конструкций здания, снижения прочности и устойчивости фундамента, стен, перекрытий стропильной системы крыши имеется угроза обрушения; проведение капитального ремонта нецелесообразно, рекомендовано произвести снос здания.
Имеющиеся в заключении ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома и также то, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья жильцов дома, в том числе истца.
Также подтверждено в ходе рассмотрения дела, что Исакова Р.Д. другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет. При этом, малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
П. 3 оспариваемого постановления № 1231 срок расселения жильцов многоквартирного дома установлен до 2031 года.
При этом из пояснений представителя истца, справки администрации СП «Керес» следует, что в доме проживает только истец, третьи лица, зарегистрированные в доме, в нем фактически не живут.
Истец незаконность постановления связывает с указанным сроком расселения, который с учетом состояния занимаемого ею жилого помещения и дома в целом является неразумным и нарушающим ее права.
Суд с данными доводами истца соглашается. Учитывая степень аварийности многоквартирного дома <адрес> дома, его износа, состояние конструктивных и иных элементов дома, которые представляют угрозу обрушения, в результате чего может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем лицам (в том числе истцу), так и иным лицам, посещающим данный аварийный дом, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан (до 2031 года) явно не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания граждан в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, определенный п. 3 постановления администрации МР «Корткеросский» от 23.08.2022 № 2131 срок для расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома № 3, суд считает неразумным и незаконным.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции федеральный законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом ни из ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения положениями ст. 14 Жилищного кодекса РФ возложена на органы местного самоуправления. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован специальными нормами – стст. 86 – 89 Жилищного кодекса РФ.
Так ст. 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими: решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены стст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в стст. 86 – 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
Из анализа представленных в дело доказательств следует, что проживать в жилом помещении, расположенном в доме <адрес> невозможно по причине такого непригодного состояния, которое влечет за собой угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц - истца. При этом установлено, что многоквартирный дом в программу переселения граждан из аварийного жилья не включен, меры по поддержанию его в состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию на срок расселения, не принимаются и не планируется.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств право Исаковой Р.В. на обеспечение иным благоустроенным жильем подлежит реализации независимо от признания ее малоимущей и принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данные действия связаны с реализацией компенсационных механизмов, направленных на переселение граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (аварийными) в условиях опасности для их жизни и здоровья. Реализация гарантий для проживающих в таких жилых помещениях производится в соответствии с правилами стст. 85 - 89 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, требование истца о возложении на администрацию МР «Корткеросский» предоставить истцу Исаковой Р.Д. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен ныне занимаемого ею жилого помещения являются обоснованными.
В то же время, поскольку в силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ и приведенных разъяснений судебной практики другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено гражданам в границах того же населенного пункта, а потому требование истца о предоставлении ей иного жилого помещения в границах МР «Корткеросский» удовлетворению не подлежит.
При этом, вопрос о возможности выделения ей жилого помещения в ином населенном пункте может быть решен в рамках исполнения судебного акта.
Таким образом, на ответчика суд считает необходимым возложить обязанность предоставить истцу по договору социального найма иное благоустроенное жилое помещение на территории п. Уръель применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не менее 45,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, взамен аварийного жилого помещения.
В то же время, не подлежит удовлетворению требование истца об обязании ответчика установить иной разумный срок для расселения граждан из аварийного дома, поскольку данное требование фактически является способом устранения нарушения прав истца, которое, в свою очередь, судом уже разрешено путем обязания ответчика предоставить ей иное жилое помещение взамен аварийного вне очереди.
Таким образом, требования истца удовлетворяются судом частично.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление удовлетворить частично.
Признать п. 3 постановление администрации муниципального района «Корткеросский» от 23.08.2022 № 1231 в части установления срока для расселения проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Исаковой Розы Деомидовны, до 2031 года незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» предоставить Исаковой Розе Деомидовне, <дата> г.р., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории п. Уръель Корткеросского района Республики Коми применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не менее 45,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, взамен жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>.
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 25.04.2023.