Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
17 января 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Мукаиловой В.И., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием: старшего помощника прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по РД об обязании компенсировать средства за приобретение кресла-коляски прогулочной, предусмотренной его индивидуальной программой реабилитации,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РД об обязании компенсировать средства за приобретение кресла-коляски прогулочной, предусмотренной его индивидуальной программой реабилитации. В обоснование иска указал следующее.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что прокуратурой района рассмотрена жалоба ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жителя <адрес>, РД, по вопросу нарушения его права как инвалида первой группы на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Прокурорской проверкой установлено, что ФИО2 является инвалидом на протяжении 10 лет, инвалидность установлена бессрочно. Крайнее медицинское освидетельствование пройдено ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлен акт №.№ и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Срок исполнения программы – бессрочно.
В связи с истечением установленного 5-летнего срока пользования ТСР и необеспечением новым креслом-коляской в течение последующих 6 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за свой счёт приобретено кресло-коляска с электроприводом прогулочная.
Однако, по настоящее время ФСС РФ по РД ФИО2 не компенсирована стоимость кресла-коляски, чем существенно нарушены гарантированные законом права и интересы инвалида первой группы.
Просит признать незаконным отказ ГУ — Регионального отделения ФСС РФ по <адрес> в компенсировании инвалиду первой группы ФИО2 средств за приобретение кресла-коляски прогулочной, предусмотренной его индивидуальной программой реабилитации; обязать ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по <адрес> компенсировать ФИО2 средства за приобретение кресла-коляски прогулочной в сумме 99 000 рублей.
ГУ - РО ФСС по РД надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ-2013 № от 24.06.2014г.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно карте № ФКУ «ГБ МСЭ по РД» от ДД.ММ.ГГГГ выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, срок программы - бессрочно. В данной программе указано о необходимости использования соответствующих технических средств реабилитации.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность обеспечения инвалида указанными средствами реабилитации возложена на ГУ-Региональное отделение ФСС РФ по РД.
Статьями 2, 10 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ст. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе, специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
В соответствии с п.6 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в РФ» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 настоящего ФЗ.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В качестве технических средств реабилитации в указанный Федеральный перечень включены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.
На основании п.2 ст. 11 ФЗ № Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Прокуратурой <адрес> рассмотрена жалоба ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жителя <адрес>, РД, по вопросу нарушения его права как инвалида первой группы на обеспечение техническими средствами реабилитации (далее ТСР).
Проверкой установлено, что ФИО2 является инвалидом на протяжении 10 лет, инвалидность установлена бессрочно. Крайнее медицинское освидетельствование пройдено ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлен акт №.№ и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПРИ). Срок исполнения программы - бессрочно.
В соответствии с данной программой для восстановления, компенсации нарушенных функций организма, компенсации способностей к выполнению определенных видов деятельности ФИО2 рекомендованы кресла-коляски с электроприводом прогулочная и комнатная.
Обязанность обеспечения инвалида указанными средствами реабилитации возложена на ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по <адрес> (далее - ФСС РФ по РД).
В соответствии с п.6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Аналогичное положение содержится в п. 15 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», согласно которому в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
В связи с истечением установленного 5-летнего срока пользования TCP и необеспечением новым креслом-коляской в течение последующих 6 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за свой счёт приобретено кресло-коляска с электроприводом прогулочная.
Для реализации своих прав ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в установленном порядке обратился в ФСС РФ по РД, откуда получен ответ без даты, номера и подписи о том, что в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р» внесены изменения в классификацию кресел-колясок с электроприводом, то есть они перестали подразделяться на комнатные и прогулочные. Кресло-коляска с электроприводом выдается в количестве 1 шт. как универсальное изделие с возможностью использования как в помещениях, так и на улице.
Однако проведенная проверка показала, что указанной нормой закона такое изменение в законодательство не внесено.
Таким образом, по настоящее время ФСС РФ по РД ФИО2 не компенсирована стоимость кресла-коляски, чем существенно нарушены гарантированные законом права и интересы инвалида первой группы.
Исходя из предназначения средств технической реабилитации, целей реабилитации инвалидов и смысла социальной поддержки инвалидов как таковых, соответствующая компенсация за приобретение ФИО2 кресла-коляски должна осуществляться в разумные сроки, которые в отношении ФИО2 нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ГУ – Региональное отделение ФСС РФ по РД.
Признать незаконным отказ ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по <адрес> в компенсировании инвалиду первой группы ФИО2 средств за приобретение кресла-коляски прогулочной, предусмотренной его индивидуальной программой реабилитации.
Взыскать с ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по <адрес> в пользу ФИО2 в счет компенсации средств за приобретение кресла-коляски прогулочной денежные средства в сумме 99 000 (девяносто девять тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья В.И. Мукаилова