Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2859/2022 ~ М-1823/2022 от 23.05.2022

Изготовлено в окончательной форме 08.11.2022 года

Дело №2-2859/2021

УИД: 76RS0016-01-2022-002612-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2022 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Черничкиной Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Шептовицкой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.Ярославля о приведении дороги в нормативное состояние,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г.Ярославля, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать тротуары (пешеходные дорожки) для движения пешеходов с обособлением пешеходной и транспортной зон в соответствии с п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, пунктами 11.4, 11.5 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Строительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по ул. Демьяна Бедного на участке от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле (МОУ «Санаторная школа-интернат №10»); устранить повреждения покрытия в виде выбоин и просадок по ул. Демьяна Бедного в районе пересечения с ул. 1-ая Приречная, имеющих размеры, превышающие предельно-допустимые значения, в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017; устранить нависание ветвей деревьев над проезжей частью дороги по ул. Демьяна Бедного в районе пересечения с ул. 1-ая Приречная, опускающихся ниже 4 м. в соответствии с требованиями п.5.1.1 ГОСТ Р50597-2017; нанести дорожную разметку 1.24.1, дублирующую предупреждающий знак 1.23 «Дети» по ул. Демьяна Бедного на участке от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле (МОУ «Санаторная школа-интернат №10») в соответствии с требованиями п.6.2.29 ГОСТ Р52289-2019.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на автомобильной дороге по ул. Демьяна Бедного на участке от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле отсутствуют тротуары для движения пешеходов, покрытие дороги имеет повреждения в виде выбоин и просадок, имеющих размеры, превышающие предельно-допустимые значения, над проезжей частью дороги нависают ветви ниже 4 м (разрешенная максимальная высота транспортного средства), у детского учреждения МОУ «Санаторная школа-интернат №10» не нанесена дорожная разметка, дублирующая предупреждающий знак «Дети». Данные нарушения влекут снижение уровня безопасности дорожного движения, увеличение тяжести последствий при совершении дорожно-транспортных происшествий, ставят под угрозу жизнь и безопасность граждан, в том числе несовершеннолетних.

С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены территориальная администрации Дзержинского района г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, ООО «ЯР-ВАСАНЖ», МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» г. Ярославля, департамент финансов мэрии г. Ярославля.

В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Ярославля, действующий по поручению прокуратуры г. Ярославля, Рябцев М.Д. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика мэрии г.Ярославля, третьего лица ДГХ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что обустройство участка дороги тротуарами относится к работам капитального характера. Учитывая конструктивные особенности ул. Д. Бедного, где по обеим сторонам дороги располагаются водоотводные канавы и дома индивидуальной жилой застройки, техническая возможность устройства тротуара без проведения реконструкции улицы отсутствует. Бюджетное финансирование для надлежащего содержания улично-дорожной сети недостаточно. В шестимесячный срок исполнить решение суда не представляется возможным.

Представитель третьего лица МБУ «Горзеленхозстрой» г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что в муниципальном задании на 2022 год дорожные работы по прокладке тротуаров, нанесению дорожной разметки и обрезке деревьев в Дзержинском районе г. Ярославля отсутсвуют.

Представитель третьего лица МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил в иске отказать. Указал, что между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля и ООО «ЯР-ВАСАНЖ» заключен контракт на выполнение работ по нанесению линий дорожной разметки на улично-дорожной сети г. Ярославля в 2022г. работы на указанном в исковом заявлении участке планируется провести до 01.09.2022г.

Представитель третьего лица территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что перечисленные в исковом заявлении вопросы к ведению территориальной администрации не относятся.

Третьи лица УГИБДД УМВД РФ по Ярославской области, ООО «ЯР-ВАСАНЖ» в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно постановлению мэра г.Ярославля от 02.10.2008г. № 2689, ул. Демьяна Бедного от района р. Норы до ул. 1-ая Приречная является автомобильной дорогой общего пользования местного значения города Ярославля, расположена в Дзержинском районе. Соответственно спорный участок дороги ул. Демьяна Бедного г. Ярославля является муниципальной собственностью г.Ярославля.

В силу Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст.24). Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2). Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст.12).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

На основании п. 13 ст. 98 Устава г.Ярославля, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к компетенции мэрии г.Ярославля.Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Ярославля и обеспечение безопасности дорожного движения на них находится в компетенции мэрии г. Ярославля.В силу ст.17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.Пунктом 2.1.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004г. № 306, предусмотрено, что содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения должно обеспечивать соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик дорог требованиям действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.На территории Российской Федерации в целях организации безопасного дорожного движения действуют Государственный стандарт ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования; Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств; Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля; СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.В соответствии с п. 4.5.1 и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием следует устраивать тротуары.Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см и более, глубине - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов (п.5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017).Согласно п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения. В силу п.6.2.29 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.24.1 допускается применять для дублирования предупреждающих знаков. Разметку 1.24.1 наносят на расстоянии от 20 до 30 м после места установки соответствующего предупреждающего знака. Разметку 1.24.1, дублирующую знак 1.23, применяют у детских учреждений. Одновременно допускается наносить надпись «Дети» на проезжей части непосредственно на опасном участке или перед пешеходным переходом с использованием шрифта высотой 1,6 (4,0) м. Актами проверки улично-дорожной сети Дзержинского района г. Ярославля вблизи учебных заведений от 22.04.2022г., от 25.10.2022г. подтверждается несоответствие указанного участка дороги вышеперечисленным требованиям. Так, на участке автомобильной дороги по ул. Демьяна Бедного от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле (МОУ «Санаторная школа-интернат №10») отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) для движения пешеходов с обособлением пешеходной и транспортной зон; покрытие имеет повреждения в виде выбоин и просадок размером, превышающим предельно-допустимые значения; над проезжей частью дороги нависают ветви деревьев ниже 4 м.; у детского учреждения (МОУ «Санаторная школа-интернат №10») не нанесена дорожная разметка 1.24.1, дублирующая предупреждающий знак 1.23 «Дети». В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, опровергающих ненадлежащее содержание дороги, отсутствие каких-либо из выявленных нарушений.Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по текущему содержанию не освобождает мэрию города Ярославля от выполнения возложенных на нее задач по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Необходимость обустройства на дорогах, проходящих через населенные пункты, тротуаров обусловлена требованием обеспечения безопасности для всех участников дорожного движения. Дорога проходит в населенном пункте, отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) является небезопасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь дорожно-транспортные происшествия. Доводы представителя ответчика о невозможности обустройства тротуаров в связи с конструктивными особенностями дороги, в том числе наличием зоны затопления, суд отклоняет, поскольку требования государственных стандартов являются обязательными к исполнению, обеспечивают защиту жизни и здоровья участников дорожного движения, указанные стандарты в области содержания дорог общего пользования обязательны для исполнения. Ответчик не лишен возможность принять иные меры, направленные на предотвращение от затопления жилых домов и объектов инфраструктуры.

Отсутствие пешеходных дорожек (тротуаров) на указанном участке автомобильной дороги, наличие выбоин и просадок, нависание веток деревьев над проезжей частью на недопустимую высоту, отсутствие дорожной разметки, дублирующей дорожный знак «Дети», создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Учитывая, что указанные нарушения оказывают значительное влияние на безопасность дорожного движения, а также нарушают право лиц на безопасность их жизни и здоровья ввиду возможности создания такой опасности, на ответчика должна быть возложена обязанность по их устранению.

При этом недостаточность в местном бюджете денежных средств, необходимых для выполнения вышеуказанных работ, не освобождает мэрию г. Ярославля от исполнения публично-правовых полномочий.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая объем работ, которые требуется провести для приведения дороги в надлежащее состояние, их значимость исходя из близости расположения детского образовательного учреждения, необходимость соблюдения для этого определенных процедур, заключения муниципального контракта на производство работ, определенных погодных условий, полагает разумным установить срок исполнения решения суда в течение 9 месяцев с момента вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Ярославля обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать тротуары (пешеходные дорожки) для движения пешеходов с обособлением пешеходной и транспортной зон в соответствии с п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, пунктами 11.4, 11.5 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Строительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» по ул. Демьяна Бедного на участке от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле (МОУ «Санаторная школа-интернат №10»); устранить повреждения покрытия в виде выбоин и просадок по ул. Демьяна Бедного в районе пересечения с ул. 1-ая Приречная, имеющих размеры, превышающие предельно-допустимые значения, в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017; устранить нависание ветвей деревьев над проезжей частью дороги по ул. Демьяна Бедного в районе пересечения с ул. 1-ая Приречная, опускающихся ниже 4 м. в соответствии с требованиями п.5.1.1 ГОСТ Р50597-2017; нанести дорожную разметку 1.24.1, дублирующую предупреждающий знак 1.23 «Дети» по ул. Демьяна Бедного на участке от ул. 1-ая Приречная до дома 54 в г. Ярославле (МОУ «Санаторная школа-интернат №10») в соответствии с требованиями п.6.2.29 ГОСТ Р52289-2019.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Черничкина

2-2859/2022 ~ М-1823/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г. Ярославля
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
Другие
Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ"
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
МБУ "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" г. Ярославля
УГИБДД УМВД России по Ярославской области
Территориальная администрация Дзержинского района мэрии г. Ярославля
ООО "ЯР-ВАСАНЖ"
Суд
Дзержинский районный суд г. Ярославля
Судья
Черничкина Е.Н.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--jrs.sudrf.ru
23.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
15.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
08.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее