Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1216/2024 ~ М-1088/2024 от 20.06.2024

Дело № 2-1216/2024

...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 августа 2024 года                                    г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коломийцева И.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сиволаповой Т.С., помощником судьи Суворовым М.Ю.,

с участием: ответчика Стычинского А.Е., его представителя - адвоката Слюсарь О.В., действующего на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Крайжилкомресурс» к Стычинскому Александру Евгеньевичу о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины,

установил:

АО «Крайжилкомресурс», с учетом уточненных исковых требований, обратилось в суд с иском с Стычинскому А.Е. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины.

Требования обоснованы тем, что по результатам проведения конкурсных процедур 14 января 2019 года между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО «Крайжилкомресурс» заключено соглашение, по условиям которого АО «Крайжилкомресурс» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в Белореченской зоне, в которую также входят Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, г. Горячий Ключи и г. Сочи. АО «Крайжилкомресурс» начало осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории указанной зоны с 01 января 2020 года. Таким образом, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края в Белореченской зоне обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В целях осуществления указанной деятельности региональный оператор разместил публичную оферту в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» и известил потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Учитывая, что заявка от потребителя на заключение договора не направлена региональному оператору в срок до 10 февраля 2020 года, положениями Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» определен порядок, согласно которому началом возникновения обязательства ответчика перед истцом является 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора. Таким образом, с учетом размещенного для потребителей типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами датой начала оказания услуг является 10 января 2020 года. При расчете стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются соответствующие нормативы накопления твердых бытовых отходов, тарифы регионального оператора, расчетные единицы категории объектов недвижимого имущества, установленные постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края № 528 от 19 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года № 175 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае». Во исполнение условий типового договора ответчику оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2020 года по 29 февраля 2024 года на сумму 349 202,25 рублей, однако обязательства по оплате оказанных услуг потребителем не исполнены. За несвоевременное исполнение обязательств истцом произведен расчет неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, рассчитанной от суммы задолженности за каждый день просрочки, размер которой составил 265 754,60 рублей.

На основании изложенного, с учетом уточенных исковых требований АО «Крайжилкомресурс» просит суд взыскать с Стычинского А.Е. задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 сентября 2020 года по 30 июля 2024 года в размере 363 835,63 рублей, неустойку за просрочку оплаты услуг с 11 февраля 2020 года по 31 июля 2024 года - 228 755,48 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 9 126,00 рублей.

Представитель АО «Крайжилкомресурс» - Антонова Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Стычинский А.Е. и его представитель - адвокат Слюсарь О.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, возражали против их удовлетворения, пояснили, что помещения, в отношении которых произведен расчет задолженности, не эксплуатируются, твердые коммунальные отходы не образуются, необходимости в вывозе соответствующих отходов в спорный период времени не имелось. Кроме того, одно из нежилых помещений передано в аренду. В случае удовлетворения исковых требований просили применить срок исковой давности и снизить размер неустойки, поскольку заявленный истцом размер неустойки носит явно чрезмерный характер и приведет к необоснованному обогащению истца.

Исходя из положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, выслушав доводы участников процесса, допросив свидетелей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее - Правила № 1156).

Указанными Правилами также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8 (4) Правил № 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текста типового договора регламентирован п. 8 (17) Правил № 1156.

Также указанным пунктом Правил определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.

В случае если потребитель не направил региональному оператору в установленный срок заявку с приложением необходимых документов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 (17) Правил № 1156).

Пунктом 8 (12) Правил № 1156 предусмотрено, что если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8 (10) Правил № 1156.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18) Правил № 1156).

В свою очередь, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2016 года № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению и в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

Учитывая изложенное, обязанность потребителя, то есть фактически любого лица, учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию твердых коммунальных отходов, осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами исключительно посредством услуг регионального оператора.

Из материалов дела следует, что 14 января 2019 года между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО «Крайжилкомресурс» заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами в Белореченской зоне деятельности.

Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 6 от 15 января 2019 года АО «Крайжилкомресурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Белореченской зоне деятельности, в которую также входит Апшеронский район Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 528 от 19 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года № 175 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае, распределены муниципальные образования Краснодарского края по категориям.

Приказами регионально энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края № 43/2019-ТКО от 30 декабря 2019 года и                № 35/2020-ТКО от 18 декабря 2020 года установлены единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края № 24/2021-ТКО от 20 декабря 2021 года «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края» внесены соответствующие изменения в тарифное регулирование.

Таким образом, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами физическим и юридическим лицам на территории Апшеронского района Краснодарского края с января 2020 года оказывает АО «Крайжилкомресурс».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 13 августа 2024 года и сведений, представленных АО «Крайжилкомресурс» в материалы дела, Стычинскому А.Е. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: промтоварный магазин с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, прочие предприятия (мастерская, сервис, центр) с кадастровыми номерами , , , , расположенные по адресу: <адрес>.

Также Стычинскому А.Е. принадлежит прочее предприятие (мастерская, сервис, центр) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (литер Г6).

При расчете услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Крайжилкомресурс» учтено, что часть промтоварного магазина с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 40,20 кв.м передана в аренду.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Стычинский А.Е. является владельцем ряда нежилых помещений, в которых образуются твердые коммунальные отходы. В свою очередь, АО «Крайжилкомресурс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, который в силу вышеуказанных норм материального права оказывает услуги по вывозу и утилизации соответствующих отходов.

Согласно представленному истцом в материалы дела расчету задолженности судом установлено, что за период 01 января 2020 года по 30 июня 2024 года у Стычинского А.Е. образовалась задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 363 835,63 рублей. Кроме того, в связи с неисполнением обязательств по оплате оказываемых услуг истцом произведен расчет и начисление пени за период с 11 февраля 2020 года по 31 июля 2024 года размер которой составил 228 755 рублей.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, что до настоящего времени задолженность по оплате коммунальных услуг за вышеуказанный период не погашена.

Факт заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не оспорен.

При этом ответчиком и его представителем в ходе судебного разбирательства указано на то, что деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы в помещениях, принадлежащих Стычинскому А.Е., не ведется.

С целью подтверждения указанных обстоятельств по ходатайству ответчика допрошены свидетели ССС и ЗЗЗ, которые пояснили, что в объектах, расположенных по адресу: <адрес>, хозяйственная деятельность не ведется. Объект, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду третьим лицам, у которых имеются самостоятельные договоры с                АО «Крайжилкомресурс» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

По смыслу процессуального закона свидетельскими показаниями могут быть установлены факты, свидетельствующие о неосуществлении хозяйственной деятельности на территории объектов, принадлежащих Стычинскому А.Е.

При этом установление только на основании свидетельских показаний факта неосуществления хозяйственной деятельности не может свидетельствовать об отсутствии твердых коммунальных отходов на соответствующих объектах и является доказательством по делу, которое оценивается наряду с другими доказательствами.

Кроме того, правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику твердых коммунальных отходов по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора.

Согласно п. 2 ст. 429.4 Гражданского кодекса РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из положений Гражданского кодекса РФ следует, что абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон                         (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

Таким образом, отсутствие хозяйственной деятельности не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании задолженности даже при том, что собственник твердых коммунальных отходов не требовал исполнения.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что Стычинский А.Е. не уведомлял АО «Крайжилкомресурс» об отсутствии хозяйственная деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы на территории объектов, расположенных по адресу: <адрес>.

Оценив показания свидетелей наряду с иными доказательствами по делу в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, доводы ответчика и его представителя о том, что твердые коммунальные отходы на территории принадлежащих Стычинскому А.Е. объектах недвижимости не образуются, признаны судом несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Проверяя расчет задолженности ответчика по коммунальным платежам, представленный истцом в материалы дела, суд учитывает, что он составлен в пределах действительного периода просрочки, произведен по соответствующим формулам, с учетом положений Правил и действующего норматива на территории <адрес> городского поселения <адрес>, является арифметически верным.

Так, согласно п. 6 Правил № 1156, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 22 Правил № 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Между тем, в ходе судебного разбирательства ответчиком и его представителем заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в силу п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Обязанность по оплате коммунальных услуг имеет длящийся характер, то есть, являются отношениями, срок осуществления которых определен временными рамками, в пределах которых в соответствии с положениями закона или договора, установлены сроки для выполнения отдельных видов обязательств, в частности, обязанности по уплате ежемесячных коммунальных платежей.

Таким образом, именно с момента неуплаты очередного платежа истцу становится известно о нарушении обязательства по договору оказания коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, в период с 01 января 2020 года по 30 июня 2024 года ответчиком не вносится плата за коммунальные услуги.

Таким образом, с учетом положений п. 6 Правил № 1156, принимая во внимание, что право истца считается нарушенным на следующий день после неисполнения обязанности по оплате ответчиком очередного платежа, учитывая график начисления коммунальных платежей, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по платежам до мая 2021 года (включительно) АО «Крайжилкомресурс» пропущен.

Учитывая изложенное, срок исковой давности по начисленной неустойке за период до мая 2021 года (включительно) также является пропущенным.

При таких обстоятельствах, с учетом применения срока исковой давности размер задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 223 594,78 рублей, размер неустойки - 200 919,73 рублей.

Согласно п. 71 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при взыскании неустойки с иных лиц правила                  ст. 333 Гражданского кодекса РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (п. 1              ст. 333 Гражданского кодекса РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам ст. 333 Гражданского кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства судом на обсуждение участников процесса поставлен вопрос о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, в связи с чем, представителем ответчика заявлено ходатайство о снижении размера неустойки.

Между тем, применение ст. 333 Гражданского кодекса РФ и уменьшение размера неустойки является правом, а не обязанностью суда, зависит лишь от оценки судом соразмерности последствиям нарушения обязательства, разумности и справедливости.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 73, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании ст. 317.1, 809, 823 Гражданского кодекса РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования                 (п. 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ).

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.

Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.

По смыслу указанных норм материального права и разъяснений по их применению, уменьшение неустойки производится судом исходя из оценки ее соразмерности последствиям нарушения обязательства, при этом уменьшение неустойки не должно повлечь выгоду для недобросовестной стороны, с одной стороны, а также приводить к необоснованному обогащению с другой стороны.

Согласно расчету процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса РФ за период просрочки исполнения обязательства, с учетом применения срока исковой давности, размер данных процентов составляет 61 624,38 рублей.

Учитывая обстоятельства дела, период нарушения обязательства, а также размер задолженности ответчика (223 594,78 рублей), оценив степень соразмерности суммы неустойки (200 919,73 рублей) последствиям нарушенного обязательства, принимая во внимание, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер и не должна служить средством обогащения, суд приходит к выводу о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса РФ до 80 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении в суд с настоящим иском АО «Крайжилкомресурс» оплачена государственная пошлина в размере 13 561 рублей, что подтверждается платежным поручением № 3409 от 20 мая 2024 года, в связи с чем, с Стычинского А.Е. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 7 445,15 рублей.

При этом с целью недопущения нарушения прав АО «Крайжилкомресурс» на возмещение понесенных в рамках рассмотрения настоящего дела расходов, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, определен с учетом размера неустойки до ее снижения судом в порядке ст. 333 Гражданского кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Акционерного общества «Крайжилкомресурс» к Стычинскому Александру Евгеньевичу о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины - удовлетворить частично.

Взыскать с Стычинского Александра Евгеньевича (...) в пользу Акционерного общества «Крайжилкомресурс» (ИНН , ОГРН ) задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 303 594,78 рублей, из которых: сумма основного долга в размере             223 594,78 рублей, неустойка в размере 80 000 рублей.

Взыскать с Стычинского Александра Евгеньевича (...) в пользу Акционерного общества «Крайжилкомресурс»                     (ИНН , ОГРН ) расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 445,15 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 августа 2024 года.

Судья Апшеронского районного суда                И.И.Коломийцев

2-1216/2024 ~ М-1088/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Крайжилкомресурс"
Ответчики
Стычинский Александр Евгеньевич
Другие
Слюсарь Олег Витальевич
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Коломийцев Игорь Игоревич
Дело на сайте суда
apsheronsk--krd.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее