Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-795/2023 ~ М-761/2023 от 24.11.2023

55RS0016-01-2023-001328-18

Дело № 2-795/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием помощника прокурора Кормиловского района Гришко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 декабря 2023 года в р.п. Кормиловка Омской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Георгиевская СОШ», Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности произвести финансирование и провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями установленного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кормиловского района Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Георгиевская СОШ».

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Кормиловского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период образовательного процесса в деятельности МБОУ «Георгиевская СОШ», в ходе которой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания и сооружений МБОУ «Георгиевская СОШ», надлежащим образом не осуществляется. Обследование используемых зданий и сооружений вопреки требованиям законодательства, последние 10 лет не проводилось. Здание образовательной организации принадлежит на праве собственности муниципальному образованию – «Кормиловский муниципальный район», который в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя его содержания. Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере образования является Управление образования администрации Кормиловского муниципального района <адрес>. Просил признать незаконным бездействие МБОУ «Георгиевская СОШ» по не проведению технического обследования состояния здания МБОУ «Георгиевская СОШ» в соответствии с требованиями установленного законодательства, обязать МБОУ «Георгиевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести техническое обследование состояния здания МБОУ «Георгиевская СОШ» в соответствии с требованиями установленного законодательства.

В последующем прокурор Кормиловского района Омской области направил уточненное исковое заявление, согласно которому просил обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области произвести финансирование мероприятий по эксплуатационному контролю (обследованию) всех строительных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения здания (зданий) МБОУ «Георгиевская СОШ» до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ; обязать МБОУ «Георгиевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести эксплуатационный контроль (обследование) всех строительных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения здания (зданий) МБОУ «Георгиевская СОШ» в соответствии в требованиями ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ.

Определением Кормиловского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Кормиловского муниципального района Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кормиловского района Гришко А.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в нем.

Представитель ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, не просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района по доверенности Латынцева Н.А. в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, с учетом мнений участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (ст. ст. 2, 20, 41).

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.

Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из подпунктов 8, 10 пункта 1 статьи 41 Закона об образовании в Российской Федерации охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.24 указанного Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах -техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

Статьей 7 Федерального закона № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона № 384-ФЗ).

Согласно пунктам 4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее - ГОСТ 31937-2011), первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания(сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

В соответствии с пунктами 5.1.3, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период образовательного процесса в деятельности МБОУ «Георгиевская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес МБОУ «Георгиевская СОШ» внесено представление об устранении нарушений.

Согласно ответу МБОУ «Георгиевская СОШ» в КО Администрации Кормиловского муниципального района подана заявка на выделение денежных средств для проведения инструментального обследования технического состояния здания.

Как следует из материалов дела, здание МБОУ «Георгиевская СОШ» принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Кормиловский муниципальный район».

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере образования является Комитет по образованию администрации Кормиловского муниципального района <адрес>.

Согласно ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в деятельности МБОУ «Георгиевская СОШ» имеются вышеуказанные нарушения в области законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период образовательного процесса в деятельности МБОУ «Георгиевская СОШ», ответчиками не исполняются требования действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, что может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательной организации, причинить вред их жизни, здоровью, данный факт не оспаривался стороной ответчика.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ч. 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуратура Кормиловского района Омской области и Администрация Кормиловского муниципального района освобождены от уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ».

Согласно ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.

Принимая во внимание характер рассмотренного спора, имущественное положение ответчика МБОУ «Георгиевская СОШ», являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, подлежащую взысканию сумму, суд находит возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.

Возложить на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанность произвести финансирование мероприятий по эксплуатационному контролю (обследованию) всех строительных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения здания (зданий) МБОУ «Георгиевская СОШ» до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Возложить на МБОУ «Георгиевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести эксплуатационный контроль (обследование) всех строительных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения здания (зданий) МБОУ «Георгиевская СОШ» в соответствии с требованиями ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Освободить МБОУ «Георгиевская СОШ» от уплаты государственной пошлины в доход бюджета Кормиловского муниципального района Омской области.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                    Н.В. Материкин

Мотивированное решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

2-795/2023 ~ М-761/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кормиловского района
Ответчики
МБОУ "Георгиевская СОШ"
Администрация Кормиловского муниципального района Омской области
Другие
Комитет по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области
Суд
Кормиловский районный суд Омской области
Судья
Материкин Николай Валентинович
Дело на сайте суда
kormilovcourt--oms.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2023Передача материалов судье
30.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее