Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4913/2022 ~ М-4567/2022 от 23.08.2022

Дело № 2-4913/2022

64RS0045-01-2022-007986-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Удовенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов,

установил:

истец администрация Кировского района муниципального образования
«Город Саратов» обратилась в суд с иском к ООО УК «Жилстандартсервис» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов, мотивируя требования тем, что нормативно-правовыми актами действующего законодательства установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В рамках имеющихся полномочий администрацией района ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО УК «Жилстандартсервис» направлена претензия с требованием обеспечить организацию места накопления твердых бытовых коммунальных отходов для жителей многоквартирного <адрес> <адрес>. Поскольку до настоящего времени требования не исполнены, истец просит суд обязать ООО УК «Жилстандартсервис» организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> в соответствии с действующим законодательством в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил, возражений на исковое заявление не представил, ходатайств об отложении судебного заседания суду не поступало.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений на исковое заявление суду не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил
№ 491, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила № 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 3.7.1 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил № 170).

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (п. 3.7.4 Правил № 170).

Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (п. 3.7.15 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, управление многоквартирным домом (далее МКД) <адрес> осуществляет ООО УК «Жилстандартсервис».

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО контейнерная площадка, расположенная по адресу:<адрес>, включена в соответствующий реестр как площадка для МКД <адрес>

В силу вышеуказанных норм закона ООО УК «Жилстандартсервис» обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относит, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Соответственно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.

Положением об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 01.03.2022 №12-143, определено, что администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Кировского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1).

Согласно п. 2.1.8 указанного Положения основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, являются, в том силе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в ее обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории района, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из письма администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , адресованного ООО УК «Жилстандартсервис», следует, что территория, прилегающая к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, не оборудована контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и крупногабаритных отходов.

Кроме того, данным письмом в адрес ООО УК «Жилстандартсервис» администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» направлена информация о возможном порядке оформления прав на земельный участок для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого ответчиком многоквартирного дома.

Вместе с тем доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении вышеуказанными многоквартирными домами ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирного <адрес> которые находятся под управлением ООО УК «Жилстандартсервис», в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерной площадке для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес> собственники многоквартирного дома оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки в составе платы за содержание жилого помещения. Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания данного многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников его жилых помещений, и находится в зоне ответственности управляющей организации.

Исходя из установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку многоквартирный <адрес> находится под управлением ООО УК «Жилстандартсервис», именно данная управляющая организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемых многоквартирных домов, надлежащим образом содержать контейнерную площадку, в связи с чем полагает исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к ООО УК «Жилстандартсервис» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Именно ООО УК «Жилстандартсервис» обязано поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, реализуя требования п. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения установленный истцом для его исполнения срок – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстандартсервис» организовать в соответствии с нормами действующего законодательства контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Волкова

2-4913/2022 ~ М-4567/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчики
ООО "Тополь"
ООО УК "Жилстандартсервис"
Другие
Комитет по упралвению имуществом г.Саратова
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
ООО "Ситиматик"
Администрация МО "Город Саратов"
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администраии МО "Город Саратов"
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
25.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее