Гр. дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2019г. <адрес>
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя ответчика ГУ ОПФР по РД в <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Алиханова Г.Г., при секретаре Агаевой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шапиева Ахмеда Исаевича к ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> о признании отказа ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как льготный стаж назначения льготной пенсии и обязании ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> произвести расчет общего трудового стажа с учетом службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Шапиев А.И. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> о признании отказа ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как льготный стаж назначения льготной пенсии и обязании ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> произвести расчет общего трудового стажа с учетом службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к специалисту ГУ управление пенсионного фонда РФ в РД по <адрес> с заявлением и документами, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-фз « о трудовых пенсиях в российской федерации».
В принятии заявления и документов ему было отказано в связи с тем что, по мнению работников ГУ управления пенсионного фонда РФ в РД по <адрес> служба в рядах вооружённых силах СССР, которую он проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждённая военным билетом №, не учитывается как льготный стаж.
ДД.ММ.ГГГГ он, написал заявление в ГУ управления пенсионного фонда РФ по Каякентскому Республики Дагестан, которое зарегистрировано № от 20.11.2018г. с просьбой зачесть в службу вооруженных сил СССР ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию.
Считает, что рассматривая заявление и отказывая ему во включении в специальный стаж периода службы в армии, ГУ УПФР по <адрес> сослались на то, что постановление совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "о пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", которым утверждено положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, предусматривавшее включение учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, службу в составе вооруженных сил СССР, утратило силу в связи с принятием постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а действующее пенсионное законодательство не предусматривает включение указанного периода в стаж работы лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
Также указывает, что он не может согласиться с указанными выводами ГУ УПФР по <адрес> Республики Дагестан, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 конституции российской федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), потому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №- П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ № указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Считает, что его период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи И) Закона «О статусе военнослужащих» предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Просит суд признать отказ ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как льготный стаж назначения льготной пенсии и обязать ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> произвести расчет общего трудового стажа с учетом службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Истец Шапиев А.И. в судебном заседании участия не принимал, хотя надлежаще и заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно телефонограмме составленной секретарем судебного заседания Агаевой Г.Ш. истец Шапиев А.И. настаивал на рассмотрение дела в его отсутствии.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по РД в <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Алиханов Г.Г. В судебном заседании исковые требования Шапиева А.И. не признал, полагая, что они не подлежат удовлетворению, представил суду письменные возражения из которых усматривается, что согласно ст. п 19 Федерального Закона от 28.12.2013г 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:- лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства», в положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравохранения засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК,ОГПУ,НКВД,МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Советом Министров Правительства Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» в котором пункт 3. гласит- об установлении, что на территории Российской Федерации не применяются решения Совета Министров СССР согласно приложению №, т.е Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Также в своих возражениях представитель ответчика указывает, что период службы Шапиева Ахмеда Исаевича в Вооруженных Силах СССР с 10.11.1985г по 10.12.1987г., до начало педагогической деятельности, т.е прием на работу приходится с ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений которые находятся в трудовой книжке за AT-IV №., и на момент обращения Шапиева А.И в УОПФР по РД в <адрес>, педагогический стаж составляет 23 года, 5 месяцев и 7 дней, при необходимом 25 летнем стаже.
Считает, что постановление № применяются к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ, т.е Шапиев А.И не подпадает под нормы постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и не может быть зачислен период Службы в Вооруженных силах Советской Армии. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав объяснения представителя ответчика ГУ ОПФР по РД в <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Алиханова Г.Г., исследовав материалы гражданского, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Шапиев А.И. обратился к специалисту ГУ управление пенсионного фонда РФ в РД по <адрес> с заявлением и документами, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-фз « о трудовых пенсиях в российской федерации».
Как указывает, истец в своем заявлении в принятии заявления и документов ему было отказано в связи с тем что, служба в рядах вооружённых силах СССР, которую истец Шапиев А.И. проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждённая военным билетом №, не учитывается как льготный стаж.
Истец Шапиев А.И. считает, что его период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, однако с данными выводами суд не может согласиться.
Согласно решения УОПФР по РД в <адрес> от 29.11.2018г. № заявление истца Шапиева А.И. об установлении пенсии приостановлено срок рассмотрения на основании ст.21. п.9 Закона 400 ФЗ РФ.
Согласно решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ истцу Шапиеву А.И. на момент обращения в УОПФР по РД в <адрес> отказа по причине отсутствия 25 летнего стажа в педагогической деятельности, поскольку на момент обращения педагогический стаж Шапиева А.И. составлял 23 года, 5 месяцев и 7 дней.
Доводы указанные в исковом заявлению фактически не подтверждаются представленными истцом документами.
В соответствии со статьей 58 Закона СССР от 14.07.1956 О государственных пенсиях пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других), назначенные до введения в действие настоящего Закона, сохраняются.
Во исполнение данной нормы, Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно подпункту г пункта 1 данного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В силу пункта 4 Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953.
Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации предусмотрен раздел - Пенсия за выслугу лет.
Статья 94 данного закона (в редакции закона от 20 ноября 1990 года), не предусматривала возможность льготного исчисления службы в армии.
01 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации устанавливает условия досрочного назначения пенсии лицам, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 о списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Данный Федеральный закон, списки работ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, включение периода службы в армии в стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда не предусматривают.
Согласно ст. п 19 Федерального Закона от 28.12.2013г 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:- лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства», в положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравохранения засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК,ОГПУ,НКВД,МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Советом Министров Правительства Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» в котором пункт 3. гласит- об установлении, что на территории Российской Федерации не применяются решения Совета Министров СССР согласно приложению №, т.е Постановление Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» - утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании период службы Шапиева Ахмеда Исаевича в Вооруженных Силах СССР с <данные изъяты>., до начало педагогической деятельности, т.е прием на работу приходится с ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений которые находятся в трудовой книжке за AT-IV №., и на момент обращения Шапиева А.И в УОПФР по РД в <адрес>, педагогический стаж составляет 23 года, 5 месяцев и 7 дней, при необходимом 25 летнем стаже.
Постановление № применяются к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. Шапиев А.И не подпадает под нормы постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и не может быть зачислен период Службы в Вооруженных силах Советской Армии.
При таких обстоятельствах, вопреки противоречащим доводам Шапиева А.И., изложенных в иске, суд исходит из того, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона о статусе военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем, уровень обеспечения зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, но не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
В п. 5 Постановления Правительства РФ О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что она по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету, в данном случае период службы Шапиева Ахмеда Исаевича в Вооруженных Силах СССР с 10.11.1985г по 10.12.1987г., которая не подпадает под нормы постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и не может быть зачислен период Службы в Вооруженных силах Советской Армии, а начало педагогической деятельности, т.е прием на работу приходится с ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений которые находятся в трудовой книжке за AT-IV №., и на момент обращения Шапиева А.И в УОПФР по РД в <адрес>, педагогический стаж составляет 23 года, 5 месяцев и 7 дней, при необходимом 25 летнем стаже.
Кроме того у истца Шапиева А.И. отсутствует педагогическое образование, поскольку согласно Диплома №УВ № Шапиев Ахмед Исаевич 1992г. окончил факультет ветеринарии Дагестанского Сельскохозяйственного института.
Из изложенного следует вывод, что прохождение службы по призыву военнослужащим к указанным случаям не относится, поскольку период службы Шапиева А.И. не подпадает под нормы постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Шапиева А.И. у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шапиева Ахмеда Исаевича к ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> о признании отказа ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как льготный стаж назначения льготной пенсии и обязании ГУ ОПФ РФ по РД в <адрес> произвести расчет общего трудового стажа с учетом службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РД через районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий М.М. Гаджимурадов