Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-580/2024 от 13.03.2024

Дело №12-580/2024

УИД 05RS0031-01-2023-006260-33

РЕШЕНИЕ

                         

24 апреля 2024 года               город Махачкала

Судья Ленинского районного суда г.Махачкалы РД – Ершов Д.В.,

рассмотрев жалобу врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаева Алимхана Узайруевича, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО №05-2023-0/ПР/2-2/2 от 19.06.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО от 19.06.2023, МБУ «Махачкала-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаев А.У. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что, в действиях МБУ «Махачкала-1» так как отходы накопленные в местах (накопления) ТКО, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами РД, утвержденной Приказом Минприроды РД №350 от 29.12.2021 вывозятся МБУ «Махачкала-1» ежедневно. В соответствии со ст.8 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочия органов местного самоуправления.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 24 октября 2023 года, постановление начальника отдела государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО №05-2023-0/ПР/2-2/2 от 19.06.2023, в отношении МБУ «Махачкала 1» оставлено без изменения, жалобу врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаева Алимхана Узайруевича без удовлетворения.

Решением судьи Верховного суда РД от 27 февраля 2024 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 24 октября 2023 года, отменено, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ, возвращено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель МБУ «Махачкала-1» Эменгаджиева Х.А. жалобу поддержала, просила суд удовлетворить ее по изложенным в ней основаниям и дополнительно пояснила, что участковый уполномоченный отдела полиции по Ленинскому району УМВД России по г.Махачкале составил протокол об административном правонарушении, в отсутствии наличия в действиях МБУ «Махачкала-1» состава административного правонарушения. Из приложенной фотосъемки к протоколу усматривается, что в мусорных контейнерах отсутствует ТБО, а лишь имеется на площадке вокруг них. В обязанности МБУ «Махачкала-1», не входит уборка мусора на площадках возле мусорных контейнерах. Кроме того, в объяснениях представителя Сеидова М.М-Д.С отобранных участковым, также отражено, что факт своевременно уборки подтверждается по данным системы отчета СКАУТ (Глонасс). Однако данным объяснениями, оценка при рассмотрении дела Росприроднадзором не дана.

Выслушав явившуюся сторону, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела инспектором установлено, что в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами. в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку утилизацию, обезвреживание, самостоятельно или захоронение твердых с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Приказом Министерства природных ресурсов Республики Дагестан от 30.12.2021 г. № 354 муниципальному бюджетному учреждению «Махачкала-1» (далее – МБУ «Махачкала-1» присвоен статут регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Махачкалинской территориальной зоны. В соответствии с ч. 2.3.2 устава в обязанности МБУ «Махачкала-1» входит содержание мест (площадок) накопления ТКО и ликвидации несанкционированных свалок на внутри городской территории. Согласно протоколу об административном правонарушении ст. УУП ОУУПиПДН ОП по Ленинскому району УМВД России по гор. Махачкала, 28.02.2023 в 06 час. 40 мин., МБУ «Махачкала-1» в лице директора Рагимова Ш.М., допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработки, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, а именно являясь ответственным лицом не осуществило работы по уборки твердых бытовых отходов в гор. Махачкала, по ул. Г.Цадасы, 70/3, допустив нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 13, от 24.06.1998 года №89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 от 10.01.2002 №7-Ф3, «Об охране окружающей среды».

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 26 статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей.

Приказом Министерства природных ресурсов РД №354 от 30 декабря 2021 года МБУ «Махачкала-1» присвоен статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключено с ним соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Махачкалинской территориальной зоны, которая включает в себя следующие муниципальные образования: Шамильский район. Щунтинский район, Тляратинский район, Гунибский район, Чародинский район, Гергебильский район (за исключением с. Мурада), Унцукульский район (с. Аракани, с. Балахани, с. Бетли, с. Гимры, с. Зираян, с. Инквалита, с. Ирганай, с. Ишибури, с. Кахабросо, е. Колоб, с. Майланское, с. Моксох. с. Таратуд-Меэр, с. Унцукуль, с. Урчиаб, с. Хинтлимита, с. Цатаних, пгт.Шамилькала, с. Шудатута, с. Харачи), Левашинский район, Акушинский район (с. Аймалабек, с. Айникабмахи, с. Акуша, с. Алиханмахи, с. Аметеркмахи, с. Арассамахи, с. Ахсакадамаки, с. Байкатмахи, с. Балкар, с. Бергеннзи, с. Бикаламахи, с. Буккамахи, с. Бургимакмахи, с. Бургимахи, с. Бутри, с. Верхние Мулебки, с. Верхний Кавкамахи, с. Верхний Камкамахи, с. Верхний Каршли, с. Верхний Чиамахи, с. Гандарамахи, с. Ганшима, с. Геба, с. Герхмахи, с. Гинта, е. Гуладтымахи, с. Гумрамахи, с. Гуннамахи, с. Дубримахи, с. Зильмукмахи, с. Инзимахи, с. Кавкамахи, с. Каддамахи, с. Какмахи, с. Камкадамахи, с. Карашимахи, с. Карша, с. Кассагумахи, с. Кертукмахи, с. Кули, с. Куримахи, с. Куркаби, с. Куркимахи, с. Мути, с. Нижний Каршли, с. Нижний Чиамахи, с. Семгамахи, с. Танты, с. Тебекмахи, с. Узнимахи, с. Улучара, с. Ургубамахи, с. Урхучимахи, с. Усиша, с. Уцулимахи, с. Хажнимахи, с. Хенклакар, с. Церкимахи, с. Цуликана, с. Цундимахи, с. Цунимахи, с. Чанкаламахи, с. Чинимахи, с. Шинкбалакада, с. Шукты, с. Шумхримахи, с. Яраймахи), Сергокалинский район, Карабудахентский район (с.Агачаул, с. Губден, с. Джанга, с. Ленинкент, с. Аданак, кт. Ачи-Су, с. Гели, с. Гурбуки, с. Зеленоморск, с. Какамахи, с. Карабудахкент, пт. Манас, с. Манаскент, с. Параул, с. Сираги, с. Уллубийаул), Буйнакский район, г.о. Каспийск, г.о. Махачкала, Кумторкалинский район (с. Дахадаевка, с. Кормкаскала, с. Алмало, с. Темиргое, с. Учкент, пос. Тюбе). г.о. Буйнакск на срок с 30.12.2021 г. по 01.04.2022 г. года включительно.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 24.6 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об отходах производства и потребления" операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными.

Согласно части 7,8 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.

Исходя из положения пункта 3 Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с пунктом 5 данных правил, территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, "электронная модель территориальной схемы" - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.

Часть 4 статьи 13.4 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Минприроды РД от 29.12.2021 N 350 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан" утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан том числе с твердыми коммунальными отходами.

Приказ №350 с приложением к нему направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Дагестан и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан «www.mprdag.ru» «http://194.190.42.97:8080/».

Из вышеуказанной территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан усматривается, что по адресу Гамзата Цадасы, д. №70/3, (место совершения административного правонарушения) обозначено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно объяснениям представителя МБУ «Махачкала-1» Сеидова М-Д.С отобранных УУП ОУУПиПДН ОП по Ленинскому району УМВД России по г.Махачкале от 06.03.2023 Бутаевым Р.К., сообщено что уборка и вывоз ТКО по адресам г.Махачкала, ул. Пушкина, д. №3 в период времени с 01 февраля 2023 года, по 06 марта 2023 года и по ул. Гамзата Цадасы, д. №70/3 МБУ «Махачкала-1» производится строго с соблюдением сроков временного накопления и вывоза несортированных ТКО, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течении 3-х суток, регламентированных СанПин 2.1.3684-21: +5 С и выше – не более 1 суток, то есть 24 часов, и + 4 С и ниже – не более 3 суток, то есть 72 часов.

К объяснению приложены данные системы отчета СКАУТ ( Глонасс), согласно которым 28.02.2023 в 01 час. 33 мин. был произведен сбор ТКО, тогда как из протокола об административном правонарушении, и других материалов дела накопления ТКО выявлено 28.02.2023 в 6 час. 40 мин.

Однако, должностным лицом оценка доводам Сеидова М.С., и доказательствами отсутствия совершения правонарушения при рассмотрении дела не дана.

Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что обстоятельства дела должностным лицом должным образом не исследовались и надлежащей оценки не получили, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных норм являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, об обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, должностным лицом в полной мере не выполнены.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные нарушения требований названного Кодекса носят существенный характер и не позволяют признать постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО №05-2023-0/ПР/2-2/2 от 19.06.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ законным и обоснованным, и потому, оно подлежит отмене.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО №05-2023-0/ПР/2-2/2 от 19.06.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, срок давности привлечения к административной ответственности ч.1 ст.8.2 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения, и истек он 28.02.2024 года, возобновления производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности к моменту его возвращения для нового рассмотрения должностному лицу не имеется.

Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на постановления административной комиссии, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела должностным лицом.

То есть, в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 30.4-30.9 КоАП РФ.

                    

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО №05-2023-0/ПР/2-2/2 от 19.06.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Муниципального Бюджетного Учреждения «Махачкала-1» отменить, дело об административном правонарушении прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                           Ершов Д.В

12-580/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МБУ Махачкала-1
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Ершов Данил Владимирович
Статьи

ст.8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
13.03.2024Материалы переданы в производство судье
24.04.2024Судебное заседание
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее