Дело №2-1159/2021
УИД 62RS0002-01-2023-000205-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2023 года г.Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе: председательствующего судьи Малышевой О.В., при секретаре Гусевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Рязанской области к ФИО1 о прекращении права собственности на имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Росгвардии по Рязанской области обратилось к ФИО1 с иском о прекращении права собственности на имущество‚ указав‚ что должностными лицами ОП №4 (по обслуживанию Московского района г.Рязани) 20 июля 2018 года у ФИО1‚ ДД.ММ.ГГГГ года рождения‚ в связи с нарушением требований ФЗ ”Об оружии” и ч.1 ст.20.11 КоАП РФ‚ изъято огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ (к.9 Р.А.) №. Указанное оружие было помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия Управления Росгвардии по Рязанской области‚ где и хранится по настоящее время. До настоящего времени в ОЛРР (по г.Рязани и Спасскому‚ Рыбновскому‚ Рязанскому районам (г.Рязань)) Управления Росгвардии по Рязанской области соответствующее заявление и необходимый пакет документов для получения нового разрешения на хранение и ношение принадлежащего ему на праве собственности оружия ФИО1 не представил. При получении протокола изъятия оружия‚ боеприпасов и патронов к оружию‚ ФИО1 была доведена информация о последствиях непринятия мер к добросовестному владению‚ пользованию и распоряжению принадлежащим ему оружием в случае его изъятия в установленном законом порядке (в случае непринятия мер в течение 60 дней – передача на склад вооружения УМВД России по Рязанской области; в случае непринятия мер в течение 1 года – принудительное обращение оружия в доход государства). Истец просит прекратить право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ (к.9 Р.А.) №; разрешить Управлению Росгвардии по Рязанской области уничтожение огнестрельного оружия ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ (к.9 Р.А.) №.
В судебное заседание представитель истца Управления Росгвардии по Рязанской области‚ надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела‚ не явился‚ о причинах неявки не сообщил‚ в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1‚ надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела‚ в судебное заседание не явился‚ о причинах неявки не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела‚ суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено‚ что 26 июля 2019 года инспектором ОЛЛРР по г.Рязани и Спасскому‚ Рыбновскому и Рязанскому районам (в г.Рязани)) составлен протокол изъятия оружия‚ боеприпасов и патронов к оружию в отношении ФИО1‚ в связи с нарушением им ч.1 ст.20.11 КоАП РФ. Изъято огнестрельное оружие ограниченного поражения пистолет МР-79-9ТМ №‚ лицензия серии РОХА № от 16 июля 2013 года на который истекла 16 июля 2018 года.
Таким образом‚ после истечения действия лицензии‚ в отсутствие ее продления‚ у ФИО1 отсутствовало право на хранение указанного оружия.
Оружие было принято на хранение комнату хранения оружия Управления Росгвардии по Рязанской области‚ что подтверждается рапортом инспектора ОЛРР от 20 июля 2018 года‚ квитанцией №170 на принятое оружие и боеприпасы.
Из преамбулы Федерального закона "Об оружии" следует, что он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на шесть самостоятельных групп, в том числе на оружие самообороны и охотничье оружие (ч.1, п.п.1 и 3 ч.2 ст.3 поименованного закона).
Федеральный законодатель в каждой из групп гражданского оружия указал конкретные виды оружия.
Так, в отношении оружия самообороны названо 4 вида оружия, в отношении охотничьего оружия - 6 видов.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к гражданскому оружию самообороны (п.1 ст.3 Закона об оружии).
В силу ст.13 ФЗ ”Об оружии” гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения, а также выдача разрешения взамен аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст.ст.9, 12, 13 ФЗ "Об оружии" продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
В силу ст.22 ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Аналогичные требования установлены п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814 (далее - Правила).
Согласно ст.27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае нарушения гражданином правил хранения оружия.
В соответствии с ч.ч.1‚ 2 ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование‚ реорганизация юридического лица) либо иным способом‚ если они не ограничены в обороте. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав‚ в частности‚ могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав‚ которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота‚ либо совершение сделок с которыми допускается по специальном разрешению.
В соответствии с ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам‚ при отказе собственника от права собственности‚ гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях‚ предусмотренных законом.
В силу п.2 ч.2 указанной статьи принудительное изъятие у собственника имущества не допускается‚ кроме случаев‚ когда по основаниям‚ предусмотренным законом‚ производятся отчуждение имущества‚ которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ).
На основании п.п.1‚ 2 ст.238 ГК РФ‚ если по основаниям‚ допускаемым законом‚ в собственности лица оказалось имущество‚ которое в силу закона не может ему принадлежать‚ это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество‚ если законом не установлен иной срок. В случаях‚ когда имущество не отчуждено собственником в сроки‚ указанные в п.1 настоящей статьи‚ такое имущество‚ с учетом его характера и назначения‚ по решению суда‚ вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления‚ подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества‚ определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Как указано в п.3 ст.238 ГК РФ‚ если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям‚ допускаемым законом‚ окажется вещь‚ на приобретение которой необходимо особое разрешение‚ а в его выдаче собственнику отказано‚ эта вещь подлежит отчуждению в порядке‚ установленном для имущества‚ которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии с п.п.82‚ 83 ФЗ Правил‚ изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему‚ а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной или искусствоведческой экспертизе‚ по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Изъятые оружие и патроны‚ технически непригодные для эксплуатации‚ самодельные или переделанные‚ а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке‚ установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Хранение и бремя содержания оружия в казенном учреждении требует определенных материальных затрат‚ в частности‚ регулярного технического ухода‚ трудовых затрат‚ что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
В соответствии с положениями ст.2 ФЗ ”О противодействии терроризму” одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации.
В силу приведенных положений гражданского законодательства собственником либо уполномоченным органом должны быть приняты меры к реализации имущества или его уничтожению. В настоящее время фактически оружие хранится в специализированном учреждении МВД в отсутствие законных оснований. Наличие изъятого из оборота оружия‚ в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса‚ может привести к утере контроля за таким оружием‚ что создает угрозу его использования для совершения преступлений‚ причинения вреда гражданам‚ обществу и государству.
В соответствии со ст.12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий‚ нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.12 ст.9 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Порядок приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ определен Приказом Росгвардии от 15 января 2018 №9 "Об утверждении Порядка приема изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ в войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Из указанных правовых норм следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению и уничтожению оружия не наделены.
Каких-либо доказательств наличия в настоящее время у ответчика соответствующих разрешений на владение‚ хранение и ношение оружия‚ а также о совершении им действий по распоряжению изъятым оружием суду не представлено.
Суд учитывает‚ что ответчику более 4 лет известно об изъятии у него оружия‚ хранении его в специализированном учреждении и отсутствии права на владение указанным оружием‚ в связи с чем у него было достаточно времени для совершения действий по распоряжению указанным имуществом. Ответчик интереса к изъятому имуществу не проявлял‚ расходов на его сохранение и обслуживание не нес.
При таких обстоятельствах‚ суд признает требования Управления Росгвардии по Рязанской области подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Росгвардии по Рязанской области к ФИО1 о прекращении права собственности на имущество удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО1 на огнестрельное оружие ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ (к.9 Р.А.) №.
Разрешить Управлению Росгвардии по Рязанской области уничтожение огнестрельного оружия ограниченного поражения марки МР-79-9ТМ (к.9 Р.А.) № на основании п.12 ч.1 ст.9 ФЗ от 03 июля 2016 года №226-ФЗ ”О войсках национальной гвардии Российской Федерации”.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Московский районный суд г.Рязани в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись О.В. Малышева
Верно: судья О.В. Малышева