Дело № 2-272/2024
УИД 33RS0018-01-2024-000202-73
Решение
именем Российской Федерации
город Судогда 26 марта 2024 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Павлова Р.С.,
при секретаре судебного заседания Кисловой Н.Н.,
с участием истцов Соколовой З.В., Соколова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколовой З.В., Соколова А.Н. к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Соколова З.В. и Соколов А.Н. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области (далее - администрация МО «Судогодский район»), в котором просят признать за ними в порядке приватизации право собственности на квартиру с кадастровым номером ... общей площадью ...., расположенную по адресу: ... в равных долях за каждым.
В обоснование заявленных требований указано, что Соколова З.В. зарегистрирована и проживает в данной квартире с ..., а Соколов А.Н. зарегистрирован и проживает со .... Данная квартира была предоставлена Соколовой З.В. в августе 1990 года на основании решения профсоюзного комитета Владимирской межхозяйственной специализированной передвижной механизированной колонны – 2 нулевого цикла (ВМСПМК – 2нц) объединения «Владимирагропромстрой», на балансе которой находился жилой дом, расположенный по адресу: ....
Как следует из акта обследования технического состояния дома ... от 11 сентября 1990 года указанный жилой дом списан с баланса организации в 1988 году на основании письма за № 12-1295 от 24.05.1988 объединения «Владимирагропромстрой» и актов на списание основных средств.
Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 31.01.2024 за №05-01/10-239 квартира, расположенная по адресу: ..., не является муниципальной собственностью муниципального образования «Судогодский район» и в реестре муниципального имущества муниципального образования «Судогодский район» не значится.
Поскольку занимаемая истцами квартира не является муниципальной собственностью муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, в реестре государственной и федеральной собственности не значится, они лишены права на её приватизацию, поскольку для этого необходимо наличие договора социального найма на жилое помещение, которого не имеется, ввиду отсутствия у квартиры собственника.
Поскольку квартира, в котором истцы проживают и зарегистрированы, является бесхозной, они не могут воспользоваться предоставленным им законом правом на приватизацию занимаемого ими помещения.
Определением Судогодского районного суда Владимирской области от 01.03.2024 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Истцы Соколова З.В. и Соколов А.Н. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрация МО «Судогодский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в своем заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела свое отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в своем заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица – АООТ «Владимирагропромстрой», извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.
С учетом мнения сторон, судом определено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения истцов, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст.2 вышеуказанного Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 7 названного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По правилам статьи 8 того же Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) (пункт 5).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение) (пункт 8).
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Соколова З.В. с ..., а Соколов А.Н. с ... были прописаны по адресу: ..., что подтверждается паспортными данными истцов и поквартирной карточкой (л.д. 20, 29 - 30).
Согласно технической документации на квартиру, расположенной по адресу: ..., её площадь составляет .... (л.д. 16 (оборот), 17-20).
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 31.01.2024 за № 05-01/10-239 квартира, расположенная по адресу: ... не является муниципальной собственностью МО «Судогодский район» и в реестре муниципального имущества муниципального образования «Судогодский район» не значится (л.д.22).
Из ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 01.02.2024 за номер 33/2524 следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: ... в реестре федерального имущества не значится.
Согласно ответу администрации МО «Головинское сельское поселение», вышеуказанная квартира в собственности муниципального образования не значится.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
По смыслу вышеприведенного законодательства, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, коммунальных квартир и находящегося в сельской местности стационарных учреждений социальной защиты населения.
Данный перечень является исчерпывающим. Следовательно, из смысла вышеназванного закона вытекает, что жилищный фонд совхозов и других предприятий, к ним приравненным, подлежит приватизации на общих основаниях. Никаких ограничений при приватизации жилых помещений в домах, принадлежащих указанным предприятиям, закон не устанавливает.
Из представленных суду доказательств следует, что спорная квартира не признана аварийной, не находится в общежитии и доме закрытого военного городка, а также не является служебным жилым помещением.
Также, было установлено, что право собственности публично-правового образования, или право частной собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, в соответствующие реестры публичной собственности данное жилое помещение не включено. Квартира не была передана ни в муниципальную собственность, ни в государственную, в результате чего истцы в настоящее время лишены права на получение занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
При этом из материалов дела усматривается, что один из истцов вселился в спорное жилое помещение ..., а другой ... (то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), и, проживают в нем с указанных времен, то есть длительное время, оплачивают коммунальные услуги, содержат его в надлежащем состоянии собственными силами.
Принимая во внимание приведенные выше положения закона, суд полагает, что истцы не могут быть лишены права на приватизацию жилого помещения, которое не было передано в муниципальную собственность по независящим от них обстоятельствам.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает доказательства со стороны истцов допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения исковых требований, и считает возможным принять их в качестве средств обоснования выводов суда.
Ответчиком и третьими лицами не представлено суду каких-либо возражений против заявленных требований.
Напротив, согласно заявлению администрации МО «Судогодский район», приобщенного к материалам дела, указанное лицо не возражает против удовлетворения требований истцов и признают их.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку, причин, препятствующих признанию за Соколовой З.В. и Соколовым А.Н. права собственности в равных долях на вышеуказанное спорное жилое помещение, не имеется, суд принимает признание иска ответчиком, в связи с чем, требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требований о взыскании судебных расходов не заявлено.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..., ░░░░░ ...), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..., ░░░░░ ...) ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ... ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ....
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2024 ░░░░.