№2-4131/2022
44RS0001-01-2022-005048-97
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием представителя истца ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы к Шарову ФИО13, Кабатовой ФИО14, Матвееву ФИО15 о приведении перепланированного и переустроенного жилого помещения в прежнее состояние,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указано, что в Комитет поступила информация от Управления муниципальных инспекций Администрации г.Костромы о произведенных самовольных переустройстве и перепланировке в <адрес> жилого дома 46/23 по улице <адрес> в городе Костроме. Собственниками квартиры является Шаров ФИО16., Кабатова ФИО17. и Нечаева ФИО18., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата> №№. Согласно справкам МКУ <адрес> «Центр регистрации граждан» от 14.07.№, Шаров ФИО19. зарегистрирован по адресу: <адрес>; Кабатова ФИО20. – <адрес>; Нечаева ФИО21. – <адрес>. Управлением установлено, что в помещении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, выполнено переустройство и перепланировка, а именно: в месте оконного проема выполнен отдельный вход из помещения комнаты (помещение №); установлена перегородка с дверным проемом в помещении №; демонтирована перегородка между помещением № и №; в помещении коридора (помещение №) демонтирована перегородка с дверными проемами; в помещении № демонтирована газовая плита и раковина; в помещении № демонтирована ванна, раковина и унитаз перенесены к противоположенной стороне; в помещении № демонтирован унитаз. Согласно п. 2.1 Порядка приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденного постановлением Администрации <адрес> от <дата> №, факт самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещений устанавливается функциональным органом Администрации <адрес>, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере согласования переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах. Факт наличия самовольного переустройства и (или) перепланировки помещений (помещения) считается установленным в случае, в том числе, поступления в уполномоченный орган обоснованных обращений от организаций, физических и юридических лиц (в том числе организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказывающих услуги по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах) об осуществлении собственниками (нанимателями) помещений самовольных переустройств и (или) перепланировок помещений. Обоснованность обращений подтверждается прилагаемыми заявителями актами обследования самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений, экспертными заключениями, а также документами (сведениями), имеющимися в распоряжении уполномоченного органа и полученными им в соответствии с пунктом 2.3.3 настоящего Порядка (п. 2.2.2 Порядка). Собственник (наниматель) помещения обязан привести самовольно переустроенное и (или) перепланированное помещение в прежнее состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства в 6-месячный срок с даты направления уведомления (п. 3.2 Порядка). Шарову ФИО22., Кабатовой ФИО23. и Нечаевой ФИО24. направлено уведомление от <дата> № о необходимости приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние в срок до <дата> и представления в Комитет документов, подтверждающих завершение работ по приведению жилого помещения в прежнее состояние. До настоящего времени собственниками уведомление не исполнено. На сегодняшний день данная квартира самовольно переустроена и перепланирована. В связи с тем, что срок исполнения предписания истек <дата>, а также ответчиками нарушены требования законодательства, Комитет просил обязать собственников <адрес> Шарова ФИО25, Кабатову ФИО26 и Нечаеву ФИО27 привести жилое помещение в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу в прежнее состояние, выполнив следующие действия: восстановить оконный проем в наружной стене в помещении №; демонтировать перегородку с дверным проемом в помещении №; восстановить демонтированную перегородку между помещениями № и №; в помещении коридора (помещение №) восстановить демонтированную перегородку с дверными проемами; в помещении № восстановить на прежнем месте демонтированные газовую плиту и раковину; в помещении № восстановить демонтированную ванну, раковину и унитаз установить на прежнем месте; в помещении № установить демонтированный унитаз.
Определением суда от 13.10.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика Нечаевой ФИО28 на надлежащего – Матвеева ФИО29.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что перевод спорной квартиры в нежилое помещение в установленном порядке не осуществлялся, при этом фактически после перепланировки и переустройства помещение используется в качестве нежилого.
Ответчики Шаров ФИО30., Кабатова ФИО31., Матвеев ФИО32. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по адресам регистрации по месту жительства, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Третье лицо Управление муниципальных инспекций Администрации г.Костромы о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч. 1). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (ч. 1). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение (ч. 2). Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч. 4). Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в ч. 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (ч. 5). В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (ч. 6). Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (ч. 7). Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном ч. 5 настоящей статьи документе (ч. 8). 9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9).
Согласно ст. 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1). Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч. 2 ст. 40 настоящего Кодекса; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч. 2). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (ч. 4). Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5). Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 6).
Согласно ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Согласно ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Согласно ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пп. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса (ч. 1). Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч. 2). Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3). На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4). Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в ч. 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, принимает решение: в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние; в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние (ч. 5).
Согласно ст. 7 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (п. п. 1, 3 и 4).
При этом ч. 3 ст. 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Часть 2 ст. 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее Правила), указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств (п. 1.7.2), что обеспечивает, в свою очередь, соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние.
Согласно письму Минстроя России от 22.10.2020 №31768-ОГ/04 «По вопросу признания демонтажа несущих или ненесущих стен внутри помещений из состава общего имущества к случаям уменьшения состава общего имущества», любые стены и иные ограждающие конструкции (перегородки, перекрытия), как несущие, так и ненесущие, являющиеся частями помещений из состава общего имущества или наружными ограждающими конструкциями, входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Демонтаж любой строительной конструкции, предусмотренной проектной документацией на многоквартирный дом и входящей в состав общего имущества собственников помещений дома, является уменьшением состава общего имущества, влекущим за собой уменьшение количества физических объектов, материалов, входящих в состав общего имущества, а также снижающим уборочную площадь (п. 1).
В соответствии со ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме подробно определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Согласно п. п. 1, 2 Правил, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. В состав общего имущества, помимо прочего, включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес> площадью 68,7 кв.м., с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности: Матвееву ФИО33. – <дата> с <дата>, Шарову ФИО34. – ... с <дата>, Кабатовой ФИО35. – ... с <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Согласно инвентарному делу ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ», многоквартирный дом по адресу: <адрес> построен в 1917 году, по состоянию на <дата> <адрес> в <адрес> расположена на цокольном этаже, имеет общую площадь 68,7 кв.м., в том числе жилую – 44,7 кв.м. и состоит из: 1 коридора 8,1 кв.м., 2 жилой комнаты – 11,9 кв.м., 3 кухни 12,0 кв.м., 4 жилой комнаты 15,7 кв.м., 5 жилой комнаты 17,1 кв.м., 6 ванной 2,7 кв.м., 7 туалета 1,21 кв.м. Вход в квартиру осуществляется из помещения общего пользования (лестничной клетки подъезда) в помещение 1. В помещении 3 установлены газовая плита и раковина, в помещении 6 – раковина и ванна, в помещении 6 – унитаз.
Как следует из технического паспорта, составленного ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ» по состоянию на 11.08.2011, нежилое помещение 1 в <адрес> в <адрес> расположено на цокольном этаже многоквартирного дома, имеет общую площадь 65,1 кв.м., состоит из: 1 коридора 5,5 кв.м., 2 кабинета бухгалтера 9,3 кв.м., 3 кабинета директора 16,1 кв.м., 4 коридора 1,8 кв.м., 5 санузла 2,1 кв.м., 6 гардероба 1,2 кв.м., 7 проектного отдела 29,1 кв.м. Вход в нежилое помещение осуществляется с улицы через дверь на фасаде здания в помещение 1 и из помещения общего пользования (лестничной клетки подъезда) в помещение 7. В помещении 5 установлены раковина и унитаз. Согласно техническому описанию, наружные стены нежилого помещения № состоят из кирпича и дерева; перекрытия – деревянные отепленные; проемы оконные – зимние глухие, летние створные, дверные – филенчатые; отопление – центральное; водоснабжение, канализация – центральное.
Согласно протоколу осмотра от <дата>, составленного УФНС по Костромской области в рамках рассмотрения вопроса о нахождении органов управления ...» по заявлению Шарова ФИО36., был проведен осмотр нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, офис 1, в ходе которого установлено, что по адресу: <адрес>, находится 2-этажный жилой дом, имеющий два подъезда. Кроме того, на противоположной стороне от <адрес> имеется отдельный вход в нежилое помещение (вход со стороны <адрес>). На входной двери установлено электронное переговорное устройство. Слева от входа прикреплен почтовый ящик для корреспонденции адресованной ФИО37» и ФИО38». По сведениям налогового органа, ФИО39» не является собственником нежилых помещений по обследованному адресу. Офис, в котором располагается ФИО40», находится на первом этаже здания. Доступ в помещение осуществляется по звонку в электронное переговорное устройство. На момент проведения осмотра собственники недвижимого имущества по данному адресу не выявлены, поэтому письменные пояснения по факту предоставления юридического адреса ООО «ВОЛГА 44» получить не представилось возможным. Визуально установлено, что в офисе № находится три кабинета, в одном из кабинетов находились сотрудники ФИО41» - ФИО9 (прораб) и ФИО10 (инженер). В устном пояснении ФИО9 указал, что ФИО45» действительно располагается по адресу: <адрес>, офис 1. Кроме ФИО42» в данном офисе располагается ФИО43 АПН». Договор аренды помещения сотрудниками ФИО46» не предоставлен, так как данный документ находится у руководителя Общества ФИО5 Руководитель ФИО44 на момент проведения осмотра отсутствовал в офисе. Работниками ФИО47» ФИО9 и ФИО10 предоставлен для осмотра кабинет, в котором они находились. В кабинете строительных и ремонтных работ не производится, в помещении установлена мебель, компьютерная и оргтехника, оборудованные рабочие места.
В связи с обращением налогового органа Управлением муниципальных инспекций г. Костромы проведено обследование <адрес>. Согласно акту обследования от <дата>, вход в помещение осуществляется с <адрес> почтовом ящике в районе входной двери приклеено объявление получателей корреспонденции ФИО48», ФИО49», вход в помещение с помощью домофона. В помещении <адрес> комнаты, в одну из комнат нет доступа, дверь заперта. В 2 других комнатах расположены рабочие места 2 организаций: ФИО50 Признаками жилого помещения квартира не обладает, спальные места отсутствуют. В наибольшем помещении, а места расположения ФИО51» на 6 столах оборудованы рабочие места: компьютеры, оргтехника, принтеры. На стенах расположены выполненные проекты и благодарственные письма организации. Газовая плита демонтирована, на газовой трубе стоят заглушки. В меньшей комнате по размеру располагается ФИО52», оборудованы 2 рабочих места с компьютерами, оргтехникой и принтерами. В санузле установлен унитаз и раковина, ванна и душ отсутствуют. Планировка квартиры в настоящее время соответствует представленному генеральным директором ФИО53» ФИО11 фрагменту предложения плана 1 этажа.
Управлением строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы в адрес собственником спорной квартиры Шарова ФИО54., Кабатовой ФИО55 Нечаевой ФИО56. (была собственником ... доли до Матвеева ФИО57.) <дата> направлено уведомление о необходимости приведения самовольно переустроенных и (или) перепланированных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние, в котором предложено в срок до <дата> привести жилое помещение в прежнее состояние, а именно демонтировать отдельный вход из помещения 4, восстановить оконный проем в наружной стене; демонтировать установленную перегородку в помещении 4, восстановить демонтированную перегородку между помещениями 2 и 3, в помещении коридора (помещение 1) восстановить демонтированную перегородку с дверными проемами в прежних границах, восстановить сантехническое оборудование в помещении 3 (газовую плиту и раковину), в помещении 6 (ванна и раковина), в помещении 7 (унитаз); представить в Управление документы, подтверждающие приведение самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние.
В установленный в уведомлении срок собственниками жилого помещения информация о результатах его рассмотрения истцу не представлена.
Материалы обследования помещения Управлением муниципальных инспекций г. Костромы направлены в Государственную жилищную инспекцию Костромской области для принятия мер по факту нецелевого использования жилого помещения.
Должностным лицом Государственную жилищную инспекцию Костромской области по результатам рассмотрения материалов Управления муниципальных инспекций г. Костромы составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ - использование жилых помещений не по назначению – в отношении Шарова ФИО58. и ФИО59
Постановлением ГЖИ Костромской области № 07-14-2021 от 25.01.2022 Шаров ФИО60. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 14.03.2022.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Шаров ФИО61. вину не признал, пояснил, что долю в праве собственности на квартиру получил по договору дарения, об использовании жилого помещения не по назначению до составления в отношении него протокола об административном правонарушении не знал.
Постановлением ГЖИ Костромской области № 09-14-2021 от 25.01.2022 ООО «Волга 44» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 22.02.2022.
Проанализировав приведенные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд находит доказанным факт переустройства и перепланировки спорного жилого помещения без соблюдения порядка, установленного жилищным законодательством.
Доказательств обратного ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При этом вместо окна в помещении 4 оборудован отдельный от мест общего пользования вход в помещение с улицы, что сопряжено с организацией дверного проема в наружной несущей стене здания, т.е. уменьшением общего имущества МКД, которое требует получения согласия всех собственников МКД.
После проведения переустройства и перепланировки помещение не удовлетворяет требованиям жилого помещения и фактически используется в качестве нежилого для размещения офисов юридических лиц, что противоречит ст. 17 ЖК РФ.
Вопрос о переводе жилого помещения из жилого в нежилое перед органом местного самоуправления в порядке, установленном жилищным законодательством, собственниками не ставился.
При таких обстоятельствах суд находит иск Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы о возложении на собственников жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнимость судебного постановления.
Суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнения решения установление срока приведения квартиры ответчиков в прежнее состояние в той части, в которой заявлены и удовлетворены исковые требования Комитета, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, возложенная на ответчиков решением суда обязанность носит солидарный характер, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город Кострома государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы к Шарову ФИО62, Кабатовой ФИО63, Матвееву ФИО64 о приведении перепланированного и переустроенного жилого помещения в прежнее состояние удовлетворить.
Обязать Шарова ФИО65, Кабатову ФИО66, Матвеева ФИО67 в течение 2 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу привести жилое помещение по адресу: <адрес> прежнее состояние, выполнив следующие действия: восстановить оконный проем в наружной стене в помещении 4; демонтировать перегородку с дверным проемом в помещение 4; восстановить демонтированную перегородку между помещениями 2 и 3; в помещении коридора (помещение 1) восстановить демонтированную перегородку с дверными проемами; в помещении 3 восстановить на прежнем месте демонтированные газовую плиту и раковину; в помещении 6 восстановить демонтированную ванну, раковину; в помещении 7 установить демонтированный унитаз.
Взыскать с Шарова ФИО68, Кабатовой ФИО69, Матвеева ФИО70 солидарно государственную пошлину в бюджет городского округа г. Костромы в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчикам, что они вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Д. Тележкина