Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2803/2021 ~ М-2491/2021 от 29.06.2021

Дело № 2-2803/2021

64RS0043-01-2020-004394-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2021 года     г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Девятовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семерниной М.А.,

с участием представителя истца Меграбян С.А., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н., представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г. Саратова Погребняк И.С., представителя третьего лица муниципального казенного учреждения «Капитальное строительство» Крупенникова В.С.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Старшиновой Т.Н. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности по включении дома в программу переселения,

установил:

Старшинова Т.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в обоснование которого указала, что она и члены ее семьи ФИО8 (дочь), ФИО9 (внучка), ФИО10 (внук) являются нанимателями жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес> на основании договора социального найма
от 24 февраля 2009 года. Указанный дом был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Между тем ответчик не предпринимает никаких действий по переселению семьи в иное благоустроенное жилое помещение, срок реализации программы по переселению перенесен, дом представляет реальную угрозу для жизни проживающих граждан.

Истец, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов») обязанность по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (далее – Программа).

В судебное заседание не явились представители комитета по финансам администрации МО «Город Саратов», администрации Заводского района МО «Город Саратов», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель Старшиновой Т.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов») возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что многоквартирный жилой дом , расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным после 01 января 2017 года, в связи с чем не был включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах». Федеральный закон от 21 июля 2007 года
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит положений, предусматривающих в судебном порядке возлагать на органы местного самоуправления обязанности по включению жилого дома, признанного аварийным, в утвержденную Программу.

Представители третьих лиц – комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации МО «Город Саратов» (далее – КУИ г. Саратова), муниципального казенного учреждения «Капитальное строительство» администрации МО «Город Саратов» (далее – МКУ «Капитальное строительство») просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля
2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Частью 1 и 2 ст. 16 данного Закона установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2019 года, она утверждается на период до 01 сентября 2025 года.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

4) обоснование потребности в предусмотренных п. 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного ч. 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям ч. 2.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанный в п. 5 ч. 2 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу ч. 2.2 указанной статьи не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных ч. 2 и ч. 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 той же статьи).

В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в РФ создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, состоящего из 2-х комнат общей площадью 44,7 кв.м, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 24 февраля
2009 года № 270.

Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены ее семьи: ФИО8 (дочь), ФИО9 (внучка), ФИО10 (внук) (л.д. 15, 16).

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 129-р от 08 мая 2018 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» на основании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о приватизации помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям от 06 марта 2018 года № 3/з, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 1184 от 01 июля 2019 года утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда
в 2019-2025 годах».

Задачей Программы является переселение граждан, проживающих многоквартирных домах, признанных до 01 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи и физическим износом в процессе их эксплуатации.

Из материалов дела следует, что данный многоквартирный жилой дом в какую - либо Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда не включен, что не оспаривалось сторонами.

Комитет по строительству и инженерной защите, МКУ «Капитальное строительство», комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрации районов МО «Город Саратов» являются исполнителями Программы.

Согласно ч. 2 ст. 20.14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» субъект РФ, выполнивший обязательство, предусмотренное п. 9.10 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта РФ..

Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в ч. 1 настоящей статьи, предоставляется при наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года (п. 2 ч. 4).

Ответчик в письменном отзыве на иск указал, что в настоящее время администрациями районов МО «Город Саратов» в разделе автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» проводятся мероприятия по формированию реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01 января 2017 года. Формирование данного реестра необходимо в случае рассмотрения Правительством Саратовской области вопроса о продлении действовавшей либо разработке новой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года.

Вместе с тем, сведений о наличии Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным после 01 января 2017 года, в суд не представлено, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом того, что решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и непригодным для проживания было принято в 2018 году, то есть после 01 января 2017 года, отсутствие сведений о наличии Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного после 01 января 2017 года, суд приходит к убеждению об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по включению указанного многоквартирного дома в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда
в 2019-2025 годах».

Кроме этого, орган местного самоуправления не может выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную адресную программу все дома, которые в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и аварийными после 01 января 2017 года, т.к. размер денежных средств, выделяемых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для каждого субъекта РФ и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными Фондом.

Вместе с тем, судья отмечает, что согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).

В условиях рыночной экономики граждане РФ осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия.

Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке
(п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного Кодекса).

Анализируя указанные выше правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:
<░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░
░ 2019-2025 ░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-2803/2021 ~ М-2491/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старшинова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Другие
Комитет по управлению имуществом города Саратова
Администрация Заводского района МО "Город Саратов"
МКУ «Капитальное строительство»
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Девятова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2021Передача материалов судье
06.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021Дело оформлено
04.10.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее