Дело № 5-682/2020
УИД 21MS0059-01-2020-002497-55
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
14 августа 2020 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики И.Н. Сидорова, рассмотрев протокол УУП ОП № 6 УМВД РФ по г. Чебоксары ----- от дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Александровой С.Н. и приложенные к нему материалы,
установил:
дата на основании определения мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары от дата в Ленинский районный суд г. Чебоксары поступил административный материал в отношении Александровой С.Н. по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ, для рассмотрения по подведомственности.
Как следует из представленного материала, дата УУП ОП № 6 УМВД РФ по г. Чебоксары составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Александровой С. Н., которая дата в ------ находясь у себя дома по адресу: адрес, оказала неповиновение законным требованиям сотрудника полиции.
Изучив протокол об административном правонарушении и иные материалы, приложенные к нему, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
На основании ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Между тем, доставка Александровой С.Н. в судебное заседание не была обеспечена.
КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении – в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. № 1125-О, от 29 сентября 2015 г. № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности. Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: – лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; – санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; – фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества. При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Данная позиция также выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016).
Данные о личности Александровой С.Н. не исключают возможности назначения ей административного наказания в виде административного ареста, что влечет за собой обязательность ее явки в судебное заседание. Обратное, в силу указания Конституционного суда РФ, является нарушением права на защиту.
Следовательно, вынесение постановления по делу об административном правонарушении возможно лишь при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами защитника. В свою очередь, судья в силу ст. 25.1 КоАП РФ может рассмотреть дело об административном правонарушении, лишь располагая сведениями об извещении привлекаемого к ответственности лица.
Эти условия должностным лицом не соблюдены, т.е. привлекаемое лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, к судье не доставлен, его явка не обеспечена.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Поскольку лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не доставлено, протокол по делу об административном правонарушении со всеми приложенными к нему документами подлежит возврату в орган, составивший его, для устранения недостатков.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол ----- от дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Александровой С.Н. и приложенные к нему материалы в ОП № 6 УМВД России по г.Чебоксары.
Судья И.Н. Сидорова