УИД- 22RS0043-01-2023-000354-06 Дело № 5-42/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Романово «14» декабря 2023 года
Судья Романовского районного суда Алтайского края Пильгуй А.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении Деревянко Е..В., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 16 декабря 2022г., составленному ст. УУП группы УУП и ПДН ОП по Романовскому району МО МВД России «Мамонтовский» Цыганенко А.Г., Деревянко Е.В. вменяется то, что она 19 сентября 2022г. в 17 часов 00 минут находясь около здания расположенного по адресу: <адрес>, нанесла более трех ударов руками по лицу Граф О.Г., в результате чего последняя почувствовала физическую боль. Действия Деревянко Е.В. не повлекли последствий, указанных в ст. 115 УК РФ и не содержат уголовно наказуемого деяния.
Деревянко Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Потерпевшая Граф О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Согласно ч. 4 данной статьи до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в части 4 статьи 26.4 КоАП РФ, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными.
По настоящему делу об административном правонарушении 19 октября 2022 года была назначена экспертиза, о чем должностным лицом вынесено определение.
Вместе с тем, с определением о назначении экспертизы Деревянко Е.В., а также потерпевшая <данные изъяты> ознакомлены не были.
Также не были ознакомлены, указанные лица, и с заключением эксперта № от 24 октября 2022 года.
Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, Деревянко Е.В. и потерпевшая <данные изъяты> были лишены возможности воспользоваться своим правом заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 указанной статьи).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (Часть 4 указанной статьи).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 указанной статьи).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в отношении Деревянко Е.В. 16 декабря 2022 года должностным лицом ОП по Романовскому району МО МВД России «Мамонтовский» составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты>
Указанный протокол составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности -Деревянко Е.В. и потерпевшей <данные изъяты>, сведения об их извещении в материалах дела отсутствуют.
Поскольку Деревянко Е.В. и потерпевшая <данные изъяты> не уведомлялись о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, и протокол был составлен в их отсутствие, судья приходит к выводу о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении права вышеуказанных лиц на защиту.
Таким образом, протокол об административном правонарушении 22 № 097844 судья признает недопустимым доказательством. Но так как протокол об административном правонарушении является итоговым документом, в котором формируется фабула правонарушения, в том числе указывается событие совершенного административного правонарушения, то признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, лишает все иные доказательства по делу всякой юридической силы.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно абзацу 5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.29.9 ч.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства, которое выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.
Поскольку доказательств, подтверждающих виновность Деревянко Е.В. материалы дела об административном правонарушении, не содержат, а неустранимые сомнения толкуются в пользу этого лица, то данный материал подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Деревянко Е.В. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.9- 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Деревянко Е..В. обвиняемой в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья А.В. Пильгуй