Дело № 11-2/2024 (11-16/2023)
№ дела в суде 1 инстанции 2-433/2023
УИД: 61MS0188-01-2023-000644-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2024 года ст. Советская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Устиновой С.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску ООО «ЭкоЦентр» к Смоляк Татьяне Викторовне о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз ТКО, по апелляционной жалобе Смоляк Татьяны Викторовны на решение мирового судьи судебного участка № 2 Обливского судебного района Ростовской области от 17 ноября 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоЦентр» обратилось к мировому судье с иском к Смоляк Т.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 31.07.2023 года в размере 28 495,24 рубля, пени в размере 11 088,88 рубля; истцом также заявлены требования о взыскании понесенных им судебных расходов: государственной пошлины в размере 1479,92 рубля, расходов на представителя в размере 3000 рублей, почтовых расходов в размере 79,80 рубля.
Дело рассмотрено мировым судьей в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 21.1 ГПК РФ, в связи с чем, стороны в судебное заседание не вызывались. Определением мирового судьи от 04.10.2023 года сторонам было предложено в срок до 27.10.2023 года представить мировому судье и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований; в срок до 17.11.2023 года – представить мировому судье и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений, в обоснование своей позиции.
Определение мирового судьи от 04.10.2023 года было получено ответчиком Смоляк Т.В. 14.10.2023 года.
Согласно материалам дела, ответчиком Смоляк Т.В. мировому судье возражения и документы не представлялись.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Обливского судебного района Ростовской области от 17.11.2023 года исковые требования ООО «ЭкоЦентр» удовлетворены, со Смоляк Т.В. в пользу ООО «ЭкоЦентр» взыскана задолженность по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 года по 31.07.2023 года в сумме 39 584,12 рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1479,92 рубля, расходы на оказание услуг представителя в сумме 3000 рублей, почтовые расходы в сумме 79,80 рубля.
В апелляционной жалобе Смоляк Т.В., считая решение незаконным и необоснованным, а исковые требования – не подлежащими удовлетворению, просила решение мирового судьи отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ответчика Смоляк Т.В. указала, на территории муниципального образования «Советский район» в х. Русаков Советского района Ростовской области площадок накопления ТКО не имеется, за мусором никто не приезжает. Договор на оказание услуг по вывозу ТКО между истцом и ответчиком, оборудованная контейнерная площадка около дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют, и вывоз мусора региональным оператором фактически не осуществляется. При отсутствии в спорный период факта оказания услуги по вывозу ТКО ответчик считает незаконным начисление платы за такую услугу. Истцом заявлены требования о взыскании задолженности с 01.01.2019 года, длительное время иск не предъявлялся, в связи с чем ответчик Смоляк Т.В. просит применить к требованиям истца срок исковой давности. Ответчик Смоляк Т.В., обосновывая несогласие с расчетом стоимости услуги вывоза ТКО исходя из количества проживающих по <адрес>, равном 8, указывает, что ее дочь ФИО3 не проживает там с апреля 2016 года, ее дочь ФИО4 – с января 2012 года, ее дочь ФИО5 – с сентября 2020 года, в связи с чем не могут пользоваться услугами по вывозу ТКО; с августа 2021 года ее семья проживает по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик Смоляк Т.В. указала также, что считает размер заявленных расходов на представителя завышенным, а требование о взыскании почтовых расходов – необоснованными. Кроме того, ответчик Смоляк Т.В. указала в жалобе, что истец не присылал ей исковое заявление, документы к нему, в связи с чем она была лишена возможности ознакомиться с материалами гражданского дела.
В силу положений ч. 1 ст. 335.1 ГПК РФ апелляционная жалоба на решение мирового судьи рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 210 ГК РФ, статей 30, 153, 154, 155 ЖК РФ, Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», мировой судья приняла решение об удовлетворении иска, поскольку Смоляк Т.В., являющаяся собственником жилого дома, не направила региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в установленный срок, а потому договор считается заключенным независимо от соблюдения его письменной формы; услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и оплачивается потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу исходя из нормативов накопления отходов.
Соглашаясь с такими выводами мирового судьи, суд исходит из того, что у мирового судьи отсутствовали основания для отказа в иске.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
На основании ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
В соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2016 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156.
В соответствии с п. 8 (1) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон об отходах) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8 (17) раздела I(1) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мировым судьей установлено размещение истцом предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в средствах массовой информации и на официальном сайте. Потребитель Смоляк Т.В. в течение 15 дней не направила региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ответчик за период с 01.10.2019 по 31.07.2023 обязанность по оплате услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов не исполняла, в связи с чем за ней образовалась задолженность в размере 28 495,24 рубля.
В соответствии с п. 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, договор на оказание услуги по обращению с ТКО между сторонами по делу заключен независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее также – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 148 (30) названных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абз. 1 п. 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги несет как наниматель, так и собственник жилого помещения.
Согласно подпункту «и» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Под потребителем понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2 названных Правил).
Федеральным законом от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее также - Закон № 209-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), в том числе при сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Согласно п. 1 ст. 2 названного закона, ГИС ЖКХ - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
В государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться, в том числе, информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (п. 8 ст. 6 Закона № 209-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 209-ФЗ поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Информация, содержащаяся в указанной системе, является официальной (ч. 1 ст. 9 указанного закона).
Приказом Минкомсвязи России № 18, Минстроя России № 34/пр от 28.01.2016 года утверждены состав, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 года № 41136).
В частности, предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы (далее - поставщик информации) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, обязательное размещение которой предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», по каждому помещению (далее - информация) в составе: количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства; количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания; количество иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства; количество иностранных граждан или лиц без гражданства, поставленных на учет в жилом помещении по месту пребывания.
Информация, размещаемая в системе поставщиком информации, должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать в системе жилые помещения, в отношении которых данная информация размещается в системе.
Согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в доме по адресу: <адрес>, числится 6 проживающих.
Именно из числа проживающих, равном 6, истцом произведен расчет задолженности Смоляк Т.В. как собственника жилого помещения за оказание услуги по обращению с ТКО, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о начислении стоимости услуги ответчику на 8 проживающих.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен разделом X Правил № 354, из положений которого следует, что факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть обнаружен как исполнителем, так и потребителем, при этом в последнем случае (в том числе при отсутствия фиксации данного факта со стороны исполнителя) потребитель должен уведомить об обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную указанную им службу, письменно или по телефону (п. п. 105, 106 Правил).
Пунктами 106 - 111 Правил № 354 установлен порядок взаимодействия между потребителем и исполнителем в целях установления причины нарушения качества коммунальной услуги, и в частности, предусмотрено проведение проверки, результаты которой оформляются актом, в том числе в случае возникновения спора относительно факта нарушения качества коммунальной услуги между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки, что может быть поводом для проведения экспертизы по инициативе любого заинтересованного участника проверки.
При этом п. 110(1) Правил № 354 предусматривает составление потребителем одностороннего акта проверки только в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в п. 108, а также требование о подписании такого акта не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
Таким образом, Правилами № 354 предусмотрена как процедура установления самого факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, так и периода нарушения качества коммунальной услуги, порядка и размера уменьшения платы за указанную коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Доказательств, которые могут служить основанием для освобождения ответчика от уплаты задолженности, суду не представлено, а равно не представлено доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения ООО «ЭкоЦентр» услуг по вывозу ТКО.
Размер задолженности подтвержден материалами дела, расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен и признан обоснованным, ответчиком доказательств оплаты задолженности в материалы дела не представлено, мировой судья правомерно пришел к выводу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 31.07.2023 года в размере 28 495,24 рубля и пени за просрочку внесения платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО в размере 11 088,88 рубля.
Судом не принимается во внимание довод ответчика о том, что договор не был заключен, так как в соответствии с действующим законодательством договор на вывоз ТБО является публичным и считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия, свидетельствующие о принятии им предложенных условий. Вынос мусора, пользование контейнерами, относится к конклюдентным действиям и подтверждает согласие потребителя на оказание услуг именно ООО «ЭкоЦентр» в сферу обслуживания которого входит в том числе х. Русаков Советского района Ростовской области.
При этом следует учитывать специфику услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов, а именно, ее непрерывность, необходимость оказания данной услуги ежедневно в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной. Факт осуществления ООО «ЭкоЦентр» законной и фактической деятельности по сбору, транспортированию отходов в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение. При этом ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО (договор с иной организацией либо самостоятельно осуществляют вывоз ТКО по разовым талонам, оформляемым в специализированных предприятиях, при этом установлено, что ООО «ЭкоЦентр» оказывало услуги по вывозу мусора путем сбора отходов), что свидетельствует о наличии между сторонами договорных правоотношений в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Само по себе отсутствие отдельно заключенного договора с ответчиком на оказание услуг по вывозу мусора, не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО «ЭкоЦентр» основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории х. Русаков Советского района Ростовской области и фактическом предоставлении услуг. Акцептом оферты истца в данном случае следует признать получение ответчиком квитанций на оплату услуг в спорный период времени, непринятии им мер по расторжению договора.
Кроме того, учитывая, что фактически ООО «ЭкоЦентр» оказывало услуги и несло расходы, что не оспорено, а ответчик принимал данные услуги (обратное не доказано), то мировой судья правомерно пришел к выводу о правомерности действий истца по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО.
Отсутствие контейнерной площадки для сбора мусора в х. Русаков Советского района Ростовской области доказательством неоказания услуг по сбору мусора истцом не является, поскольку типовым договором предусмотрен в числе иных бестарный способ складирования твердых коммунальных отходов (в мусорные пакеты).
Ответчиком заявлено также о применении положений гражданского законодательства об исковой давности.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное в апелляционной жалобе, при условии отсутствия такого заявления в суде первой инстанции, не может являться основанием как для отмены судебного решения суда первой инстанции, так и для применения последствий пропуска срока исковой давности судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены решения мирового судьи в части взысканной задолженности по оплате услуг за вывоз твердых коммунальных отходов применительно к доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Суд полагает, что мировой судья исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Смоляк Т.В. была лишена возможности ознакомиться с материалами гражданского дела, поскольку иск ей не был направлен истцом, опровергаются материалами дела. На листах дела 17-18 представлена копия списка почтовых отправлений от 19.09.2023 года, которым подтверждается направление представителем истца искового заявления в адрес Смоляк Т.В. Кроме того, на листе дела 24 имеется почтовое уведомление о вручении, согласно которому Смоляк Т.В. 14.10.2023 года лично получила определение мирового судьи от 04.10.2023 года, которым сторонам было предложено в срок до 27.10.2023 года представить мировому судье и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований, и в срок до 17.11.2023 года представить мировому судье и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Ответчик Смоляк Т.В. предоставленным ей правом не воспользовалась, пи этом имела возможность как представить свои возражения относительно предъявленных требований и доказательства, так и ознакомиться с материалами гражданского дела, обратившись с соответствующим заявлением к мировому судье.
В рассматриваемом случае, с учетом установленного законом порядка рассмотрения дела в упрощенном порядке, мировой судья принял решение по делу с учетом непредставления сторонами иных доказательств. Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не имелось.
Мировой судья с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы мирового судьи в той их части, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Допущенное мировым судьей нарушение процессуального права, а именно положений ч. 3 ст. 232.3 ГПК РФ, устанавливающих, что период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней, при условии, что Смоляк Т.В. со дня получения 14.10.2023 года определения мирового судьи от 04.10.2023 года каких-либо действий, направленных на представление возражений, доказательств, иных документов в суд первой инстанции, не предпринимала, основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не может, поскольку не привело к принятию неправильного по существу решения.
Решением мирового судьи также разрешен вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных истцом, в частности, взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины, почтовых расходов, а также расходов на представителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о взыскании с ответчика в пользу истца 1479,92 рубля в счет возмещения расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу в суд искового заявления, а также почтовых расходов, которые истец понес в связи с направлением ответчику искового заявления, в размере 79,80 рубля, поскольку они подтверждены соответственно платежным поручением № 28574 от 13.09.2023 года и списком № 305 внутренних почтовых отправлений от 19.09.2023 года; решение мирового судьи в данной части принято в соответствии с положениями статей 88, 94, 98 ГПК РФ.
Наряду с этим суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом мирового судьи о том, что истцом подтвержден факт несения расходов на оплату услуг представителя.
Исковое заявление от имени ООО «ЭкоЦентр» подано на основании доверенности № 90 от 13.12.2022 года генеральным директором ООО «ЮК «БКР» Симакиным И.В.
В материалы дела представлена копия договора на оказание юридических услуг № 09/2022 от 29.09.2022 года, заключенного между ООО «ЮК «БКР» (исполнителем) и ООО «ЭкоЦентр» (заказчиком), предметом которого его стороны определили оказание исполнителем услуг по ведению исковой работы по взысканию с должников задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и/или коммунального ресурса, которые заказчик обязан принять и оплатить в порядке и сроки, установленные договором (п. 2.1).
Порядок расчетов стороны определили в разделе 5 указанного договора.
Так, в силу п. 5.1 договора, заказчик производит расчеты с исполнителем на основании подписанных заказчиком актов оказанных услуг и предоставленного отчета исполнителем об исполнении поручения на основании счета, выставленного исполнителем заказчику. Датой осуществления платежа считается дата списания денежных средств со счета заказчика.
Формой расчета по договору стороны определили безналичный расчет (п. 5,3 договора).
При этом материалы гражданского дела не содержат доказательств, из которых бы следовало, что истцом ООО «ЭкоЦентр» в счет исполнения обязательств по договору на оказание юридических услуг № 09/2022 от 29.09.2022 года перечислялись денежные средства, в том числе в заявленном ко взысканию размере – 3000 рублей.
Поскольку истцом не доказан факт несения расходов на представителя, оснований для взыскания 3000 рублей в пользу ООО «ЭкоЦентр» с ответчика Смоляк Т.В. у мирового судьи не имелось.
При разрешении данного требования мировым судьей были допущены нарушения норм процессуального права, которые повлекли за собой принятие неверного решения, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения мирового судьи от 17.11.2023 года в этой части.
Руководствуясь ст. 328-330, 335.1 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционную жалобу Смоляк Татьяны Викторовны удовлетворить частично.
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Обливского судебного района Ростовской области от 17 ноября 2023 года по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоЦентр» к Смоляк Татьяне Викторовне о взыскании задолженности по оплате услуг за вывоз ТКО в части взыскания расходов на оказание услуг представителя в сумме 3000 рублей отменить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требования истца ООО «ЭкоЦентр» о взыскании со Смоляк Татьяны Викторовны расходов на представителя отказать.
Снизить общий размер взысканной со Смоляк Татьяны Викторовны суммы до 41 143,84 рубля.
В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 2 Обливского судебного района Ростовской области от 17 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоляк Татьяны Викторовны – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья