Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Барда ДД.ММ.ГГГГ года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи И.Н.
при секретаре М.М.
с участием представителя истца А.Н.
представителя ответчика А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к Бардымскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать действия Бардымского районного потребительского общества, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализации (продаже) товара (обуви), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак», противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать Бардымское районное потребительское общество прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (обуви), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Исковые требования мотивированы тем, что в отношении Бардымского районного потребительского общества (далее по тексту Бардымское РАЙПО) на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено (мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации Правилами маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 05.07.2019 № 860) (далее - Правила № 860).
Фактически, в действиях Бардымского РАЙПО ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на реализацию (продажу) товара с незарегистрированным кодом (средством) идентификации, что свидетельствует о реализации немаркированного товара, и является нарушением действующего законодательства.
С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации обувных товаров, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю вынуждено прибегнуть к судебной защите.
Представитель истца А.Н. судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Бардымского РАЙПО А.М. исковые требования признала.
Из исследованных в судебном заседании письменных материалов дела следует, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ Бардымское районное потребительское общество осуществляет розничную торговлю товаров (л.д.44-53).
Начальником Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в целях пресечения незаконного оборота немаркированными средствами идентификации обувных товаров на территории Пермского края выданы задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия (л.д.№).
Согласно акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия - наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено: в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены
неоднократные отклонения у Бардымского РАЙПО при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.). Так, например, ТОВАР со средством (кодом) идентификации RE0СozfFjKZWYIVMOmRnJVV0ZXNuQjkxMDA5NEI=, который не зарегистрирован в ГИС МТ «Честный знак», был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 15:36 по адресу: <адрес>, что подтверждает чек на реализацию № (л.д№).
Согласно акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия - наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено: в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения у Бардымского РАЙПО при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.). Так, например, «Сланцы женские, 2203-LP, размер 36-41» со средством (кодом) идентификации RE0EOrdKGbAlSiVRLGNSPSovd0dwQjkxMDBDMEI=, которые не зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 03 мин., что подтверждается чеком №, по адресу: <адрес>; Так, например, «Мужская обувь сапоги», со средством (кодом) идентификации RE0CozfMyBtlcGJNZ2NwWk9TWlpUQjkxMDA5NE, которые не зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 09 мин., что подтверждается чеком №, по адресу: <адрес> (л.д№).
Согласно акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия - наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено: в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения у Бардымского РАЙПО при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.). Так, например, «1507-LP Сланцы мужские, размер 40-45» со средством (кодом) идентификации RE0EOFnQXSM1WkM0QSE8YXBOWlkmQjkxODBCREI=, которые не зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) 31.05.2023г. в 11 час. 45 мин., что подтверждается чеком 9007№, по адресу: <адрес>; Так, например, «Женская обувь Галоши», со средством (кодом) идентификации RE0CozfEHYFOSWprZ045b09JL0ZZQjkxMDA5OEI=, которые не зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак», были реализованы (проданы) 25.05.2023г. в 11 час. 34 мин., что подтверждается чеком №, по адресу: <адрес>, к. В (л.д№).
В связи с нарушением обязательных требований Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Бардымскому районному потребительскому обществу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были выданы Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.п. 22, 53, 54, 55 Правил № 860 (л.д.№).
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ были направлены Бардымскому районному потребительскому обществу почтовым отправлением с уведомлением (трек №, №, №) на адрес: <адрес>. Почтовые отправления получателем (Бардымское РАЙПО) получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ также были размещены в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», что в силу ст. 21 Закона № 248-ФЗ свидетельствует об информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров работ, услуг).
Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»)
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Во исполнение указанных норм Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», издано Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515, которым утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - Правила № 515), а также утверждены Правила № 860.
Правила № 515 определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или передан с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил №515).
Особенности маркировки обувных товаров определены Правилами № 860.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г.
Пунктом 22 Правил установлено, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.
Пунктом 53 Правил № 860 предусмотрено, что производители обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч., о коде идентификации.
В соответствии с п. 54 Правил № 860, Участники оборота обувных товаров, осуществляющие реализацию (продажу) товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках комиссионной торговли, до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч. о коде идентификации.
Согласно п. 55 Правил № 860 участники оборота обувных товаров, осуществляющие ввоз обувных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, после прохождения таможенных процедур до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч., о коде идентификации.
Следовательно, не допускается реализация (продажа) товара, маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ не допускается реализация обувных товаров без средств (кодов) идентификации, с 2022 года предусмотрена ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты.
С ДД.ММ.ГГГГ - запрещен оборот немаркированной обуви: нельзя производить, импортировать и продавать обувь без кодов.
До ДД.ММ.ГГГГ — разрешена маркировка остатков.
С ДД.ММ.ГГГГ - обязательно использование электронного документа оборота при отгрузке.
При возврате потребителем обувных товаров, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
В соответствии с п. 7 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Из представленных доказательств следует, что истцом были выявлены в деятельности Бардымского РАЙПО указанные в иске нарушения норм действующего законодательства, которые на день рассмотрения иска не были устранены в полном объеме.
Таким образом, ответчиком при осуществлении деятельности по розничной торговле реализовывался (продавался) товар с незарегистрированным кодом (средством) идентификации, что свидетельствует о реализации немаркированного товара, и является нарушением действующего законодательства.
Представитель ответчика исковые требования признал.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требования истца обоснованны и законны, иск подлежит удовлетворению в полном объеме, ответчик обязан устранить указанные в иске нарушения.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, а потому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Поскольку по настоящему делу истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (граждан) с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела удовлетворить.
Признать действия Бардымского районного потребительского общества выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализации (продаже) товара (обуви), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать Бардымское районное потребительское общество (ОГРН №, ИНН № юридический адрес: <адрес>) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (обуви), маркировка средствами идентификации которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Взыскать с Бардымского районного потребительского общества (ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>) в доход бюджета Бардымского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.