Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1159/2021 ~ М-898/2021 от 15.06.2021

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2021 года                                                     г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Навроцкой Н.А.

при помощнике судьи –               Филатовой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1159/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью СХП «Кармала» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

                                              УСТАНОВИЛ:

ООО СХП «Кармала» обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 282 310 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.08.2020 года в размере 543 851,81 рубль, земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 216 626 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2020 года в размере 3 853 392,42 рублей

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости участка.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представители Министерства имущественных отношений, Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации муниципального района Кошкинский Самарской области, администрации сельского поселения Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области, администрации сельского поселения Степная Шентала, муниципального района Кошкинский Самарской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

    Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Положения пункта 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

          Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным, а так же статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера платы за пользование земельным участком.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 282 310+/-1554 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенном по адресу: Самарская область, муниципальный район Кошкинский, сельское поселение Новая Кармала, о земельном участке с кадастровым номером , площадью 2 216 626+/-5 134 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенном по адресу: <адрес>

ООО СХП «Кармала» является арендатором спорных земельных участков, что подтверждается договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 07.12.2020

Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 N 800 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 12.08.2020 составляет 917 507,5 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10.08.2020-8 157 183,68 рублей.

Таким образом, административный истец, являясь арендатором земельных участков и плательщиком арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости участка заинтересован в установлении их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

      Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

     На основании ст. 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В обоснование требования административным истцом предоставлен отчет об оценке № 60-1/20, выполненный 02.02.2021 года ООО «<данные изъяты>».

         Данным отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 12.08.2020 составляет 543 851,81 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 10.08.2020-3 853 392,42 рублей.

      Изучив представленный отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Описание объекта оценки произведено на основании документов, представленных заказчиком оценки.

        Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки, иные сведения.

Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

            В ходе рассмотрения дела сторонами не приведено замечаний к отчету об оценке, не представлено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.

            В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

       Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 15.06.2021 года, что подлежит отражению в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью СХП «Кармала» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 282 310 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.08.2020 года в размере 543 851,81рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 216 626 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2020 года в размере 3 853 392,42 рублей.

Датой подачи ООО СХП «Кармала» заявления в суд считать - 15.06.2021 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.07.2021 г.

Председательствующий                             Н.А. Навроцкая

3а-1159/2021 ~ М-898/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "СХП "Кармала"
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Другие
Администрация с.п. Русская Васильевка м.р. Кошкинский Самарской области
Администрация м.р. Кошкинский Самарской области
Администрация с.п. Степная Шентала м.р. Кошкинский Самарской области
Администрация с.п. Новая Кармала м.р. Кошкинский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Навроцкая Н. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
15.06.2021Регистрация административного искового заявления
16.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.11.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.12.2021Судебное заседание
17.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее