№2-1086/2022
24RS0004-01-2022-000616-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Березовка 09 августа 2022 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тоночакова И.В.,
при секретаре Потапчик О.В.,
с участием истца Шведчиковой Н.П.,
представителя ответчика МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» - Горшечниковой А.В.,
представителя третьих лиц Муниципального отдела образования администрации Березовского района Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края Кадеровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шведчиковой Надежды Павловны к МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения, компенсации морального вреда, оплате больничного листа,
УСТАНОВИЛ:
Шведчикова Н.П. обратилась в суд с иском к МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения, взыскании компенсации морального вреда, оплате больничного листа. Требования мотивированы тем, что с 02.09.2020 года она принята на работу в МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» на должность вахтера. 27.10.2021 года получила уведомление директора МБУ ДО «Березовская ДЮСШ», которое содержало предложению предоставить работодателю сведения о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции или предоставить медицинский отвод по противопоказаниям от вакцинации. 29.10.2021 года ей в адрес директора МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» направлено письмо, в котором она отказалась разглашать врачебную в виде предоставления сертификата о прохождении вакцинации либо справки, подтверждающей медицинские противопоказаний к вакцинации. 14.12.2021 года издан приказ № 136 п 1 «Об отстранении от работы», которым она была отстранена от работы на период с 15.12.2021 года до нормализации эпидемиологической остановки и отмены Постановления № 52 от 14.10.2021 года Главного санитарного врача по Красноярскому краю. В оспариваемом приказе об отстранении от 14.12.2021 года, вопреки п. 6 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучения населения», п. 6 ст. 76 ТК РФ, отсутствует указание в качестве основания, на конкретное постановление (приказ) Главного санитарного врача Красноярского края, которым бы предписывалось работодателю отстранить ей от работы по эпидемиологическим (инфекционным) основаниям. Принуждение работодателя к предоставлению ему медицинской информации о здоровье работника и о прохождении вакцинации противоречит положениям ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, ст. 10 ФЗ «О персональных данных», ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. Кроме того, на момент вынесения оспариваемого приказа охват численности работников МБУ ДО «Березовский ДЮСШ», прошедших вакцинацию, составлял не менее 80 %. Также ссылается на то, что в период незаконного отстранения от работы она находилась на больничном с 29.01.2022 года по 07.02.2022 года, который предъявила работодателю. Просит суд признать приказ №136п.1 от 14 декабря 2021 года об отстранении ее от работы незаконным; выплатить ей заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 14 декабря 2021 года до дня признания приказа незаконным; выплатить ей компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, оплатить больничный лист.
В судебном заседании истец Шведчикова Н.П. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что вакцинацию от новой коронавирусной инфекции не проходила, медицинский отвод по противопоказаниям к вакцинации у нее отсутствовал.
Представитель ответчика МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» Горшечникова А.В. иск не признала.
Представитель третьих лиц Муниципального отдела образования администрации Березовского района Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края Кадерова Е.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
В силу абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" установление правила об отстранении граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявительницы.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).
На основании ст. 11 Федерального закона от 03.08.2018 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 35 названного Закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
В соответствии с Разъяснениями Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", действующими совместно с "Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)" Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (в редакции от 14.10.2021 года) с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80 % от общей численности к 15.12.2021 года, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
В соответствии с п. 6 Письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 сентября 2020 года Шведчикова Н.П. принята на работу в МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» на должность вахтера на основании трудового договора от 02 сентября 2020 года №15, приказа о приеме на работу от 02 сентября 2020 года №27 п.1.
В соответствии с должностной инструкцией вахтера МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» вахтер обязан, в том числе, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования, осуществляет контроль температуры тела детей и сотрудников при входе в учреждение, а также в течение дня.
18 октября 2021 года МОО администрации Березовского района Красноярского края издан приказ №149 п. 1 об организации проведения профилактических прививок, в соответствии с которым руководителям образовательных организаций обеспечить иммунизацию сотрудников против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80 % в срок до 15.12.2021 года, отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции к установленному в настоящем приказе сроку.
Уведомлением от 27.10.2021 года до Шведчикова Н.П. доведена информация о том, что в срок до 15 декабря 2021 года ей необходимо пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции или предоставить медицинский отвод по противопоказаниям от вакцинации, в случае не предоставления подтверждающих документов, она будет отстранена от работы на основании ст. 76 ТК РФ.
С данным уведомление Шведчикова Н.П. ознакомлена под роспись.
14 декабря 2021 года МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» издан приказ №136 п.1, в соответствии с которым вахтер Шведчикова Н.П. отстранена от работы с 15 декабря 2021 года на срок до прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции или до нормализации эпидемиологической обстановки.
В этот же день Шведчикова Н.П. ознакомлена под роспись с данным приказом.
16 марта 2022 года МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» издан приказ №24 п.1, в соответствии с которым вахтера Шведчикова Н.П. приказано допустить к работе с 17 марта 2022 года, производить ей начисление заработной платы с 17 марта 2022 года.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что согласно ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).
Проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Красноярского края и расценив ее как неблагополучную, Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю ФИО6 принято постановление № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» которым поручено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования.
При этом отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
В рассматриваемом случае трудовая деятельность истца в МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» связана с работой в сфере образования, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» работник был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции либо предоставления медицинского отвода по противопоказаниям от вакцинации. При этом ответчик обоснованно отстранил Шведчикова Н.П. от работы, поскольку истец не предоставила ответчику документов о своей вакцинации либо о невозможности вакцинации по медицинским показаниям в установленные сроки, процедура отстранения Шведчикова Н.П. от работы соблюдена без нарушений.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что любые профилактические прививки проводятся добровольно, при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты. Шведчикова Н.П. не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования.
Основанием отстранения Шведчикова Н.П. явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.
При таких обстоятельствах, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носит законный характер.
Поскольку судом не установлено оснований для признания незаконным приказа об отстранении истца от работы, сторонами не оспаривалось, что с 15 декабря 2021 года по 16 марта 2022 года Шведчикова Н.П. трудовые обязанности не исполняла, при этом трудовым законодательством в данном случае гарантий и компенсаций по сохранению за работником заработной платы на период отстранения от работы по причине отказа прохождения вакцинации не предусмотрено, требования истца о взыскании заработной платы не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного также отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании пособия за период нетрудоспособности с 29.01.2022 года по 07.02.2022 года, поскольку приказом № 136п. 1 истец была отстранена от работы с 15.12.2022 года, а исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шведчиковой Надежды Павловны к МБУ ДО «Березовская ДЮСШ» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения, компенсации морального вреда, оплате больничного листа, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Тоночаков
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2022 года.