Дело № 21-360/2023 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Тюмень | 01 ноября 2023 года |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Н.С.В. на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 26 сентября 2023 года и постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 22 июня 2023 года <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Департамента лесного комплекса Тюменской области В.И.В. от 22 июня 2023 года (в постановлении ошибочно указано 22 июня 2022 года) № <.......> Н.С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Н.С.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывала, что складирование металла, отходов производства и потребления, строительных отходов, кабины и будки от грузового автомобиля, автомобиля марки «Москвич 412» не осуществляла; материалы дела об административном правонарушении доказательств этому не содержат. Обращала внимание, Государственным земельным надзором Управления Росреестра по Тюменской области проводилась проверка по аналогичным основаниям, однако определением от 30 сентября 2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении отказано. По результатам проверки установлено, что ее земельный участок и самовольно занятый ею земельный участок входят в границы населенных пунктов муниципального образования р.п. Богандинский, в связи с этим у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области отсутствуют полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении, так как земельный участок не входит в границы лесного фонда. Считала, что срок давности привлечения ее к административной ответственности истек, поскольку указанные в протоколе обстоятельства существовали на дату проверки соблюдения земельного законодательства 30 сентября 2020 года.
Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 26 сентября 2023 года постановление должностного лица от 22 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Н.С.В. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласна Н.С.В. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные заявленным в районный суд, просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить. Утверждает, доказательств, что складированный металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, кабина и будка грузового автомобиля, автомобиль марки «Москвич 412» находятся в десятиметровой зоне от земельного участка заявителя, материалы дела об административном правонарушении не содержат. Настаивает, проверкой Государственного земельного надзора установлено, что используемый ею земельный участок входят в границы населенных пунктов муниципального образования р.п. Богандинский, в связи с этим указанные обстоятельства исключают возможность привлечения к административной ответственности и возбуждении производства по делу об административном правонарушении Департаментом лесного комплекса Тюменской области, поскольку спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда. Считает, данные обстоятельства судом не исследовались, надлежащая оценка им не дана; материал по акту проверки соблюдения земельного законодательства от 30 сентября 2020 года не запрашивался.
Проверив в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе Н.С.В., материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Н.С.В. и ее защитника Ц.С.В., настаивающих на удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, определением главного специалиста отдела государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области К.А.В. <.......> возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Н.А.Ю.
В ходе расследования осуществлен осмотр лесного участка и составлен акт от <.......>, которым установлено, что лесной участок, расположенный в квартале 56 выдела 40, 41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинское граничит с земельным участком по адресу <.......>, <.......> (кадастровый номер <.......>), собственником которого является Н.С.В. На площади лесного участка установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков, обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства. В границах указанного лесного участка, примыкающего к фактически используемому участку с кадастровым номером 72:17:0101004:135, складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, кабина и будка от грузового автомобиля, автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, расположена деревянная временная постройка, металлическое сооружение, а также имеется ограждение из штакетника.
На основании акта осмотра лесного участка, в связи с установленными нарушениями требований пунктов 9, 10 главы II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, и подпункта «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, в отношении Н.С.В. составлен протокол <.......> от <.......> об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ; 22 июня 2023 года вынесено постановление о привлечении указанного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу пунктов 9, 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления. Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно подпункту «а» пункта 20 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Оставляя без изменения оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении и отказывая в удовлетворении жалобы Н.С.В., судья районного суда пришел к выводу, что представленные доказательства являются достаточными для установления вины Н.С.В. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом административного органа Н.С.В. вменяется совершение нарушений, выразившихся в засорении леса отходами производства и потребления, а также в необеспечении очистки полосы шириной не менее 10 метров от границы занимаемого участка до лесного участка.
Как следует из акта осмотра лесного участка от 26 мая 2023 года, в нем зафиксированы факты загрязнения лесного участка на значительной территории, в том числе удаленной от участка с кадастровым номером <.......>. При этом расположение отходов производства и потребления, которыми, по мнению должностного лица административного органа, Н.С.В. засорила лесной участок, не зафиксировано в акте с указанием конкретного месторасположения относительно расстояния до границы с участком Н.С.В.
Суд указанные обстоятельства не исследовал, сведения у Департамента лесного комплекса о расположении выявленных отходов относительно границ земельного участка Н.С.В., учитывая, что указанный участок граничит также с земельными участками иных собственников, не запросил.
Согласно позиции Н.С.В., ее земельный участок полностью расположен в границах территории поселка Богандинский, кроме того территория за пределами ее участка также входит в границы населенного пункта.
Как следует из карты-схемы расположения земельного участка, составленной специалистами ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» и Департамента лесного комплекса Тюменской области, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0101004:135 почти полностью расположен на землях лесного фонда.
Согласно выписке из ЕГРН, указанный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство.
Указанные обстоятельства судом при рассмотрении дела не проверены, имеющиеся противоречия не устранены, оценка доводов Н.С.В. в указанной части не дана, сведения относительно границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0101004:135, а также границ поселка Богандинский не запрошены и не исследованы.
Кроме того, судом не проверены доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, относительно наличия его вины в засорении лесного участка, а также о том, что установленные отходы Н.С.В. не принадлежат, в том числе не опрошена Ч.Е.В., заявляющая об указанных нарушениях.
Таким образом, обстоятельства дела суд не установил, оценки им в нарушение требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях не дал, выводов относительно имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств, не сделал.
Предусмотренные статьей 24.1. КоАП РФ задачи производства по делу об административном правонарушении о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела судьей не выполнены.
В связи с этим полагаю, что судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены решения и о возвращении дела на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Тюмени.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 26 сентября 2023 года отменить.
Дело по жалобе Н.С.В. на постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области от 22 июня 2023 года <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина