Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1564/2019 ~ М-1476/2019 от 23.07.2019

№2-1564/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 сентября 2019 года     г.Орел

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Исаковой А.Д.,

при помощнике судьи Двойничевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1564/2019 по иску прокурора Должанского района Орловской области, действующего в интересах Фомина А.С., к Департаменту здравоохранения Орловской области, третьи лица – БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ», Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, о понуждении к обеспечению лекарственным средством,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Должанского района Орловской области обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о понуждении к обеспечению лекарственным средством. В обоснование иска истцом указано следующее.

Прокуратурой Должанского района Орловской области проведена проверка по обращению Фомина А.С. по вопросу ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами за счет бюджетных денежных средств.

Проверкой установлено, что Фомин А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, имеет врождённое хроническое заболевание <данные изъяты> На основании выписного эпикриза №*** отделения <данные изъяты> Фомину А.С. необходима <данные изъяты> отказ от заместительной терапии смертельно опасен, так как приведёт к дальнейшему прогрессированию заболевания.

Фомин А.С. состоит на учёте в БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ».

Согласно Приложению № 1 к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на ДД.ММ.ГГ, утверждённому Распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 года № 2738-р, лекарственный препарат <данные изъяты> является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для медицинского применения на ДД.ММ.ГГ

БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» составлена заявка на ДД.ММ.ГГ на лекарственные препараты, в которую данный препарат включён, заявка согласована начальником управления обеспечения подведомственных учреждений Департамента здравоохранения Орловской области.

Из ответа начальника управления Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГ по вопросу обеспечения лекарственным средством Фомина А.С. следует, что лекарственный препарат <данные изъяты> включён в дополнительную заявку на ДД.ММ.ГГ за счёт средств федерального бюджета, заявка согласована ДД.ММ.ГГ, фактически данный лекарственный препарат не закупался и не был поставлен для льготного обеспечения Фомина А.С., будет приобретён при поступлении необходимого бюджетного финансирования.

Как установлено в ходе проверки, по рецепту от ДД.ММ.ГГ Фомин А.С. лекарственным препаратом не обеспечен, на настоящее время препарат в аптечных учреждениях не имеется, для выдачи его Фомину А.С. в ДД.ММ.ГГ также отсутствует.

В связи с этим, также ссылаясь на тяжесть имеющегося у Фомина А.С. заболевания и необходимость в постоянном приёме препарата, истец просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Фомина ФИО12 лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями, также истец просил суд обратить решение к немедленному исполнению.

В судебное заседания явилась представитель процессуального истца Ерошенко Ю.С. уточнила исковые требования – просила суд обязать ответчика обеспечить истца данным лекарственным препаратом, имеющим международное непатентованное наименование <данные изъяты> по медицинским показаниям, вплоть до отмены назначения лечащими врачами, в части обращения решения к немедленному исполнению требования поддержала.

Истец Фомин А.С. в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, был опрошен в ходе беседы, подтвердил, что лекарственным препаратом в необходимом объёме не обеспечен, перерывы в лечении влекут существенное ухудшение его состояния здоровья; пояснил, что в крайних случаях, во избежание перерывов в приёме лекарственного препарата, вынужден обращаться в <данные изъяты> (<...>) для получения терапии.

Представитель ответчика Пензева М.И. явилась в судебное заседание, возражала относительно удовлетворения иска, пояснила, что закупка лекарственных препаратов осуществляется в пределах выделяемого бюджетного финансирования, в связи с чем Департамент здравоохранения области ограничен в возможностях по своевременному обеспечения льготной категории лиц необходимыми им лекарственными средствами. В предыдущем судебном заседании представитель Департамента также заявлял о возможности обеспечения Фомина А.С. лекарственным препаратом за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования, также возражал относительно обращения решения к немедленному исполнению, полагал немедленное исполнение решения невозможным в связи с необходимостью реализации процедур закупки товаров для государственных нужд, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Представитель третье лица Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Орловской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на иск, в котором указано, что оплата лечения пациентов с диагнозом Фомина А.С. осуществляется лишь в случае лечения либо в условиях круглосуточного стационара, либо в условиях дневного стационара, обеспечение лекарственными препаратами льготной категории граждан в амбулаторных условиях осуществляется за счёт других источников и за счёт средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено.

Представитель третьего лица БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» ФИО14 в судебное заседание не явилась, была опрошена в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, пояснила, что Фомин А.С. состоит на учёте в их лечебном учреждении по месту жительства; последний рецепт был выписан ему ДД.ММ.ГГ; с целью контроля состояния его здоровья Фомин А.С. раз в месяц вызывался ими в больницу, на приём ко врачу не являлся, в ДД.ММ.ГГ, в связи с ухудшением состояния здоровья, пришёл на осмотр ко врачу; подтвердила, что на настоящее и на будущее время их лечебное учреждение необходимым ФИО1 лекарственным препаратом не обеспечено.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Фомин А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, имеет врождённое хроническое заболевание <данные изъяты> Ему необходима пожизненная ежемесячная заместительная терапия <данные изъяты> отказ от заместительной терапии смертельно опасен, так как приведёт к дальнейшему прогрессированию заболевания.

Фомин А.С. состоит на учёте в БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ».

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее: Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Распоряжением Правительства РФ 10 декабря 2018 г. N 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год» утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год.

Лекарственный препарат с наименованием «иммуноглобулин человека нормальный» входит в данный Перечень.

Кроме того, Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

    Как следует из Перечня, к числу заболеваний, при которых осуществляется бесплатный отпуск лекарств за счет средств бюджета субъектов РФ, относятся «гематологические заболевания», с бесплатным предоставлением больным следующих лекарственных средств: цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в необходимом объёме Фомин А.С. необходимым лекарственным препаратом не обеспечен.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГ была допрошена врач ФИО15, лечащий врач Фомина А.С., которая показала следующее. Имеющееся у Фомина А.С. заболевание представляет собой <данные изъяты>, которая была выявлена у него в возрасте <данные изъяты>; Фомин А.С. наблюдается их медицинском учреждении; по состоянию здоровья ему требуется пожизненный бесперебойный приём <данные изъяты> терапия представляет собой ежемесячное <данные изъяты> перерывы в приёме лекарственного препарата крайне нежелательны и могут привести к тяжёлым последствиям – обострению имеющихся у Фомина А.С. хронических заболеваний, <данные изъяты>, возрастает риск летальных осложнений; в ДД.ММ.ГГ он обратился к ним в связи с обострением хронического заболевания – <данные изъяты> – на фоне неприёма препарата <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГ повторно обратился, ему была проведена терапия, однако, до ДД.ММ.ГГ лечебное учреждение данным препаратом более не обеспечено; по поводу возможности обеспечения лекарственным препаратом за счёт средств обязательного медицинского страхования пояснила, что стоимость препарата достаточно велика (<данные изъяты>) и больница не сможет компенсировать себе расходы на его приобретение за счёт средств ОМС.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 4.1 Федерального закона №178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее: Положение)).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Из всех исследованных доказательств судом установлено, что Фомин А.С. не обеспечен необходимым ему жизненно важным лекарственным препаратом. В связи с этим суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить его лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «иммуноглобулин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащими врачами.

Относительно требования истца об обращении решения к немедленному исполнению суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.212 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

ДД.ММ.ГГ судом был направлен запрос в <данные изъяты> по поводу характера имеющегося у Фомина А.С. заболевания, последствий перерывов в приёме лекарственного препарата и возможности обеспечения его лекарственным препаратом в условиях данного научного учреждения.

Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ следует: имеющееся у Фомина А.С. заболевание – <данные изъяты> - является <данные изъяты> и требует проведения регулярной пожизненной заместительной терапии; больные с отдельными нарушениями, <данные изъяты>, должны быть обеспечены необходимой медицинской помощью, в частности, заместительной терапией <данные изъяты>, это предусмотрено программой государственных гарантий, неотъемлемой частью которой является программа обязательного медицинского страхования; обеспечение данного больного терапией по жизненным показаниям является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области; больной Фомин А.С. должен получать терапию <данные изъяты> человека нормальным пожизненно, с интервалом не реже <данные изъяты>; обеспечение пациента данной терапией на постоянной основе в <данные изъяты> не представляется возможным; учитывая отсутствие жизненно важной терапии, которое может привести к развитию необратимых изменений в состоянии здоровья пациента, вплоть до летального исхода, клиника <данные изъяты>, в интересах пациента, даёт согласие на госпитализацию Фомина А.С. по направлению региональных органов здравоохранения в ДД.ММ.ГГ

Установив изложенное, учитывая, что, согласно данному письму, обеспечение Фомина А.С. необходимой терапией возможно лишь в ДД.ММ.ГГ, также учитывая, что после вступления решения по настоящему делу в законную силу ДД.ММ.ГГ Фомин А.С. необходимым лекарственным препаратом обеспечен не будет, учитывая тяжесть имеющегося у него заболевания и последствия перерыва либо неприёма необходимого лекарственного препарата, суд полагает правильным, в интересах Фомина А.С., обратить решение по настоящему делу к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Должанского района Орловской области, действующего в интересах Фомина А.С., к Департаменту здравоохранения Орловской области, третьи лица – БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ», Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, о понуждении к обеспечению лекарственным средством - удовлетворить.

Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Фомина А.С., <данные изъяты> лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащими врачами.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий              Т.А. Михеева

2-1564/2019 ~ М-1476/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Должанского района Орлвоской области
Фомин Александр Сергеевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
БУЗ ОО "Должанская ЦРБ"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
23.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2019Подготовка дела (собеседование)
12.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2019Судебное заседание
06.09.2019Судебное заседание
06.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2019Дело оформлено
13.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее