61RS0013-01-2022-004075-15
№ 2-460/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 г. г.Зверево Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи М.Л. Самойленко,
при секретаре Иньковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Бондаренко Ольге Валерьевне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с иском к Бондаренко Ольге Валерьевне, ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования, ссылаясь в обоснование требований на то, что 09.12.2016 Бондаренко Ольга Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в г.Гуково с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ. Затем, 19.09.2013 Бондаренко О.В. обратилась в УПФ г.Гуково с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ « О страховых пенсиях в РФ». В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 №1567238 от 29.09.2016, выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Бондаренко О.В. с впервые с 29.09.2016 установлена инвалидность 2 группы вследствие общего заболевания бессрочно. Бондаренко О.В. назначена страховая пенсия по инвалидности с 29.09.2016 и ежемесячная денежная выплата с 07.10.2016.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, порядок и условия признания лица инвалидом устанавливается Правительством РФ. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается 1,2 и 3 группа инвалидности. Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, 2 или 3 групп – на 1 год. Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина, сведения о её результатах должны быть отражены в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС) по проведению медико-социальной экспертизы и на бумажных носителях, кроме того, у лица, признанного инвалидом и в организациях, на которые возложены функции по проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий, должна находиться индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом пенсионного фонда был направлен запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России, на что получен ответ согласно которому, в ЕАВИИАС, используемой при проведении МСЭ с 2014г. и на бумажном носителе, не имеется данных по проведению медико-социальной экспертизы в отношении Бондаренко О.В. Таким образом, отсутствуют данные о направлении Бондаренко О.В. на медико-социальную экспертизу и о проведении в отношении неё установленной законодательством процедуры медико-социальной экспертизы. Выплата пенсии и ЕДВ Бондаренко О.В. прекращена с 01.02.2020. На основании изложенного, истец просит признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № 1567238 от 29.09.2016, и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 № 1567238 от 29.09.2016, выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», об установлении Бондаренко Ольге Валерьевне впервые инвалидности 2 группы с 29.09.2016г. бессрочно.
Дело было назначено к слушанию, стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, о чем имеются подтверждения в материалах дела. Представитель истца Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области и представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Бондаренко О.В. в судебное заседание не явилась, о месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, предоставила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает, приобщила копию приговора Гуковского городского суда Ростовской области от 19.12.2022.
Дело рассмотрено в отсутствие участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст.67 ГПК РФ и оценив их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральными бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Медико-социальной экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с п.6 Правил наличие одного из указанных в п.5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности. Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года, 2 и 3 групп – на 1 год (п.9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет – категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевании, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. при этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медико-социальной организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах, в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с п.17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Разделом 3 Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно п.п. 15,16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от её организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством здравоохранения РФ, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п.31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно п.27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты её начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций, и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентов по представлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности – выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования РФ либо в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, соглашением полномочий по представлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (п.11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от её организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной зашиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с п.8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со 2 и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений 2-х и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления 2 группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ст.9 указанного ФЗ, право на страховую пенсию пор инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Бондаренко О.В. 09.12.2016 обратилась в УПФР в г.Гуково с заявлением о назначении трудовой пенсии по инвалидности. 07.10.2016 она обратилась в УПФР в г.Гуково с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № 1567238 от 29.09.2016, выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Бондаренко О.В. с 29.09.2016 впервые установлена инвалидность 2 группы вследствие общего заболевания бессрочно (л.д. 4-6, 11-12, 13)
Как следует из отзыва на исковое заявление ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации сведениями о возможном направлении ответчика Бондаренко О.В. на проведение медико-социальной экспертизы в 2016 г. не располагает, документальные сведения в архиве, а также информация в ЕАВИИАС о прохождении ответчиком 16.11.2016 медико-социальной экспертизы в бюро № 30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» отсутствуют (л.д. 41,43).
Приговором Красносулинского районного суда от 19.12.2022 Бондаренко О.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ - мошенничество, при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат и компенсаций, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Приговор вступил в законную силу.
Согласно справки МБУЗ «ЦГБ» г.Гуково от 21.12.2022 Бондаренко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 01.01.2010 по 31.12.2017 на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялась (л.д. 44).
Медицинские документы ответчика Бондаренко О.В. и индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которые могли бы подтвердить наличие у нее заболевания, являющегося основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении Бондаренко О.В. справки МСЭ, без проведения освидетельствования.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Бондаренко О.В. нарушены, а требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Бондаренко О.В. второй группы инвалидности – подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, с ответчиков Бондаренко О.В. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей за требования неимущественного характера, по 150 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № 1567238 от 29.09.2016, и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 №1567238 от 29.09.2016, выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Бондаренко Ольге Валерьевне впервые установлена инвалидность 2 группы с 29.09.2016 бессрочно.
Взыскать с Бондаренко Ольги Валерьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Постоянное судебное присутствие в г.Зверево Красносулинского районного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22.04.2023.
Судья М.Л. Самойленко