Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2481/2023 (2-12510/2022;) ~ М-10750/2022 от 12.12.2022

Дело № 2-2481/2023 (2-12510/2022;)

УИД 23RS0047-01-2022-014011-07

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар                                  28 февраля 2023 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи:                                     Климчук В.Н.,

при секретаре:                                       Сагайдак А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Сероветнику А. В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обратился с исковым заявлением Сероветнику А.В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ -2014 №2436937 от 02.11.2015 и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ -2014 №2436937 от 02.11.2015 выданного бюро №30-филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Сероветнику А.В. впервые установлена инвалидность 3 группы с 02.11.2015 бессрочно.

В обоснование указывая, 03.11.2015 Сероветник А.В. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Затем, 05.11.2015 Сероветник А.В. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ -2014 №2436937 от 02.11.2015, выданные бюро № 30 -филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым ответчику с 02.11.2015 впервые установлена инвалидность 3 группы вследствие заболевания бессрочно. Ответчика назначена страховая пенсия по инвалидности с 02.11.2015 и ежемесячная денежная выплата с 03.11.2015. В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дел обвинению бывшего начальника филиала N 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого Котова Б.И. в период с 2010 по 2017 год, за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом был направлен соответствующий запрос в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России. Согласно письму ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России 24.03.2021 № 02/11-5455.ГБ.61/2021, в ФГИС ЕАВИИАС, используемой при проведении МСЭ с 2014 года, и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ответчика. Государственной бюджетное учреждение –Управление Пенсионного фонда в г. Гуково Ростовской области с 04.06.2018 прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в море присоединения к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному). Права и обязанности УПФР в г. Гуково Ростовской области преданы согласно закону и передаточным актам Управлению ПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонному). Государственное учреждение –УПФ РФ в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) прекратило свою деятельность в качестве юридического лица 01.06.2021, в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению -Отделению пенсионного фонда РФ по Ростовской области, с передачей прав и обязанностей согласно закону и передаточным актам.

Явка представителя истцом - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, в судебное заседание не обеспечена. Ходатайство об отложении слушания не поступало. В исковом заявлении отражена просьба рассмотреть дело в отсутствие яки представителя.

Ответчик Сероветник А.В. в судебное заседание не явился. Ходатайство об отложении слушания, мотивированный отзыв на исковое заявление не поступали. Направленное извещение возвращено.

Явка представителя соответчиком - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в судебное заседание не обеспечена. Ходатайство об отложении слушания, мотивированный отзыв на исковое заявление не поступали.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, 03.11.2015 Сероветник А.В. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Затем, 05.11.2015 Сероветник А.В. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ -2014 от 02.11.2015 выданные бюро N 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Сероветнику А.В. 02.11.2015 впервые установлена инвалидность 3 группы вследствие общего заболевания бессрочно.

Сероветнику А.В. назначена страховая пенсия по инвалидности с 02.11.2015 и ежемесячная денежная выплата с 03.11.2015.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Согласно статье 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно статье 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Согласно пункту 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», действовавшим на момент установления ответчику инвалидности, условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В соответствии с пунктами 6 - 7 приведенных Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В пункте 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Согласно пунктам 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15 Правил).

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 16 Правил).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (пункт 17 Правил).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (пункт 26, 29 Правил).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Медико-социальная экспертиза является самостоятельной врачебной специальностью, что предусмотрено Приказом от 23.04.2009 N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». Проведение медико-социальной экспертизы требует специальных познаний, осуществляется специалистами, имеющими специальную подготовку по медико-социальной экспертизе. Право специалиста на проведение медико-социальной экспертизы подтверждается соответствующим сертификатом и удостоверением о прохождении цикла усовершенствования по соответствующей специальности согласно Приказа от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специальностям с высшим вузовским и послевузовским образованием в сфере здравоохранения». В состав специалистов входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе (Приказ N 906н).

Из изложенного следует, что определение наличия или отсутствия основания признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала N 30 ФКУ "Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области" в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого Котова Б.И. он в период с 2010 по 2017 год за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности

В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок установлении инвалидности и обоснованности получения социальных вы территориальным органом ПФР, был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда.

На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда Росси 24.03.2021 .ГБ.61/2021, согласно которому в ФГИС ЕАВИИАС, используемой при проведении МСЭ с 2014 года, и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении ответчика.

Оснований для назначения судебной медико-социальной экспертизы не имеется, поскольку не представлено сведений о наличии каких-либо заболеваний по состоянию на 2015 год, медицинская документация отсутствует, ответчиком каких-либо возражений и доказательств таких возражений в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

Указанное в совокупности, в частности, отсутствие сведений о направлении ответчика на проведение медико-социальной экспертизы, отсутствие сведений о проведении таковой как в ИИАС, так и на бумажных носителях, отсутствие сведений о направлении на медицинское освидетельствование, сведений об обращении за медицинской помощью в рамках обязательного медицинского страхования, какой-либо медицинской документации, суд пришел к выводу о том, что факт нарушения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95, Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, поскольку из материалов дела достоверно следует о том, что отсутствовали основания для установления ответчику группы инвалидности, справка об установлении группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно), выдана в отсутствие законных оснований, что является основанием для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Сероветнику А. В., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ -2014 №2436937 от 02.11.2015 и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ -2014 №2436937 от 02.11.2015, выданные бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Сероветнику А. В. впервые установлена инвалидность 3 группы с 02.11.2015 бессрочно.

Мотивированное решение будет изготовлено в окончательной форме в течении пяти дней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Краснодара.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                                                  В.Н. Климчук

мотивированное решение изготовлено: 07 марта 2023 года

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                                                  В.Н. Климчук

2-2481/2023 (2-12510/2022;) ~ М-10750/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ - Отделение ПФРФ по Ро
Ответчики
Сероветник А.В.
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Климчук Владимир Николаевич
Дело на странице суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
12.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Подготовка дела (собеседование)
13.01.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Дело оформлено
12.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее