Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой С. И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка,
установил:
Усова С.И. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, в котором просила установить наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка (в местоположении характерных точек границ земельного участка) с кадастровым номером 91:016:000000:70 в части пересечения с границами земельных участков истца с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28; исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером 91:01:039001:27, и контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером 91:01:039001:28, принадлежащих Усовой С. И., согласно сведениям о характерных точках границ земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70, площадью 2 696 020 кв.м.; обязать устранить реестровую ошибку в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 в части пересечения с границами земельных участков истца с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 согласно Решению Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 принадлежат истцу на праве собственности. Указанные земельные участки пересекаются с земельным участком с кадастровым номером 91:016000000:70, который является земельным участком лесного фонда. Поскольку до настоящего времени ответчиком реестровая ошибка не устранена, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Усова С.И. в судебное заседание не явилась, о дате и месте слушания дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя Усова Р.С., который поддержал иск по основаниям, в нём изложенным, просил исковые требования удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что истец Усова С.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, площадью 2500 кв. м., для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серия ЯЕ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости право собственности Усовой С.И. на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.
Также, согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серия ЯЕ № от ДД.ММ.ГГГГ Усова С.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> А, площадью 2500 кв. м., для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости право собственности Усовой С.И. на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>А, зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 12 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, кадастровый №, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «отдых (рекреация), использование лесов»; сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что земельные участки, принадлежащие истцу, поставлены на кадастровый учет ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70, что свидетельствует о том, что при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца.
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному распоряжениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
В силу положений статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п. 5 ст. 15 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона №-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
Установлено, что на момент постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 91:01:039001:28 и 91:016039001:27.
Пунктом 3 части 17 статьи 45 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в период осуществления учетно-регистрационных действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Приказом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» предусмотрено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке и не содержащих информации о местоположении их границ.
Таким образом, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ДД.ММ.ГГГГ осуществлено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:70.
Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:039001:28 имеет площадь 2500 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым номером 91:01:000000:70. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:
н1 | Х-4918148.21 | y-4409830.47 |
н2 | Х-4918195.1 | y-4409809.27 |
н3 | Х-4918221.52 | y-4409849.38 |
н4 | Х-4918195.85 | y-4409877.67 |
н5 | Х-4918148.21 | y-4409830.47 |
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:039001:27 имеет площадь 2500 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым номером 91:01:000000:70. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:
н1 | Х-4918115.4 | y-4409845.31 |
н2 | Х-4918148.21 | y-4409830.47 |
н3 | Х-4918195.85 | y-4409887.67 |
н4 | Х-4918173.15 | y-4409902.68 |
н5 | Х-4918115.4 | y-4409845.31 |
Согласно сведениям ЕГРН границы земельных участков Усовой Р.С. с кадастровыми номерами 91:01:039001:28 и 91:01:039001:27 пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70.
Материалы дела не содержат сведений об устранении выявленной реестровой ошибки, факт наличия которой признан также Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Согласно с ч. 1 ст. 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление №) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
При указанных обстоятельствах в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, площадью 2696020+/-575 кв. м.
При этом следует указать, что данное решение является основанием для исключения контура земельных участков с кадастровым номером 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 (принадлежащих истцу) согласно сведениям о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) и внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Усовой Р.С. об установлении реестровой ошибки, исправлении реестровой ошибки, исключении сведения из ЕГРН, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В иной части заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку, по мнению суда, заявлены излишне и не приведут к восстановлению нарушенных прав истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Усовой С. И. удовлетворить частично.
Установить наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, площадью 2696020+/-575 кв. м, кадастровый №.
Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 2500 кв. м., с кадастровым номером 91:01:039001:28, принадлежащего Усовой С. И., согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда).
Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, площадью 2500 кв. м., с кадастровым номером 91:01:039001:27, принадлежащего Усовой С. И., согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда).
В удовлетворении исковых требований в иной части отказать.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов