Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1325/2023 ~ М-598/2023 от 07.04.2023

    Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2023 года                           город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                  Просолова В.В.,

при секретаре                                                           Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой С. И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка,

установил:

Усова С.И. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об устранении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, в котором просила установить наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка (в местоположении характерных точек границ земельного участка) с кадастровым номером 91:016:000000:70 в части пересечения с границами земельных участков истца с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28; исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером 91:01:039001:27, и контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером 91:01:039001:28, принадлежащих Усовой С. И., согласно сведениям о характерных точках границ земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70, площадью 2 696 020 кв.м.; обязать устранить реестровую ошибку в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 в части пересечения с границами земельных участков истца с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 согласно Решению Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 принадлежат истцу на праве собственности. Указанные земельные участки пересекаются с земельным участком с кадастровым номером 91:016000000:70, который является земельным участком лесного фонда. Поскольку до настоящего времени ответчиком реестровая ошибка не устранена, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Истец Усова С.И. в судебное заседание не явилась, о дате и месте слушания дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя Усова Р.С., который поддержал иск по основаниям, в нём изложенным, просил исковые требования удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

        Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.

        В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.

        Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 566-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 888-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что истец Усова С.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, площадью 2500 кв. м., для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, что подтверждается государственным актом на право собственности на земельный участок серия ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости право собственности Усовой С.И. на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.

Также, согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серия ЯЕ от ДД.ММ.ГГГГ Усова С.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес> А, площадью 2500 кв. м., для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости право собственности Усовой С.И. на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>А, зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 12 ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, кадастровый , был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «отдых (рекреация), использование лесов»; сведения о данном объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что земельные участки, принадлежащие истцу, поставлены на кадастровый учет ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70, что свидетельствует о том, что при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и определении его границ не были учтены границы ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка истца.

Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному распоряжениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП.

В силу положений статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.

В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п. 5 ст. 15 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон -ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона -ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).

Установлено, что на момент постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 91:01:039001:28 и 91:016039001:27.

Пунктом 3 части 17 статьи 45 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего в период осуществления учетно-регистрационных действий) предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Приказом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -П «О переносе сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории города Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» предусмотрено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке и не содержащих информации о местоположении их границ.

Таким образом, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя ДД.ММ.ГГГГ осуществлено внесение сведений о координатах характерных точек границ в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 91:01:000000:70.

Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:039001:28 имеет площадь 2500 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым номером 91:01:000000:70. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:

н1 Х-4918148.21 y-4409830.47
н2 Х-4918195.1 y-4409809.27
н3 Х-4918221.52 y-4409849.38
н4 Х-4918195.85 y-4409877.67
н5 Х-4918148.21 y-4409830.47

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 91:01:039001:27 имеет площадь 2500 кв. м. и имеет пересечение границ с границами участка с кадастровым номером 91:01:000000:70. При этом установлено, что земельный участок истца на кадастровый учет поставлен ранее с указанием сведений о характерных точках границ земельного участка с координатами:

н1 Х-4918115.4 y-4409845.31
н2 Х-4918148.21 y-4409830.47
н3 Х-4918195.85 y-4409887.67
н4 Х-4918173.15 y-4409902.68
н5 Х-4918115.4 y-4409845.31

Согласно сведениям ЕГРН границы земельных участков Усовой Р.С. с кадастровыми номерами 91:01:039001:28 и 91:01:039001:27 пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70.

Материалы дела не содержат сведений об устранении выявленной реестровой ошибки, факт наличия которой признан также Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Согласно с ч. 1 ст. 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.

Как уже указывалось выше, согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).

Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление ) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:

техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;

реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.

В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно части 4 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

При указанных обстоятельствах в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, площадью 2696020+/-575 кв. м.

При этом следует указать, что данное решение является основанием для исключения контура земельных участков с кадастровым номером 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28 (принадлежащих истцу) согласно сведениям о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) и внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Усовой Р.С. об установлении реестровой ошибки, исправлении реестровой ошибки, исключении сведения из ЕГРН, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В иной части заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку, по мнению суда, заявлены излишне и не приведут к восстановлению нарушенных прав истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Усовой С. И. удовлетворить частично.

Установить наличие реестровой ошибки в местоположении характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, площадью 2696020+/-575 кв. м, кадастровый .

Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 2500 кв. м., с кадастровым номером 91:01:039001:28, принадлежащего Усовой С. И., согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда).

Исключить контур земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>Б, площадью 2500 кв. м., с кадастровым номером 91:01:039001:27, принадлежащего Усовой С. И., согласно сведений о характерных точках границ земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, из границ земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 30 выдел 2, 9-22, 27-32, 34-37, 39-49, 51,54 Орлиновского участкового лесничества, с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда).

В удовлетворении исковых требований в иной части отказать.

Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 (земельного участка лесного фонда) без заявления собственника (правообладателя) данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                В.В.Просолов

2-1325/2023 ~ М-598/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Усова Светлана Ивановна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Севастопольское лесничество"
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее