Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2063/2019 от 31.01.2019

Судья Медведева Н.П. Гр.дело № 33-2063/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2019 года                              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Евдокименко А.А.,

судей: Хаировой А.Х., Никоновой О.И.,

при секретаре Латыповой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области – Кочеткова В.В. (по доверенности) на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 13 декабря 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области к начальнику Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области» Ганичкину Д.В. о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителей истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области – Кочеткова В.В., Плюхина А.А. (по доверенностям), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика Ганичкина Д.В. и его представителя Мелкумовой Т.Г. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту – Управление Росгвардии по Самарской области) обратилось в суд с иском к Ганичкину Д.В. о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Ганичкин Д.В., являясь начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», в силу требований п. 46.1, 46.8, 47.1, 47.3, 47.4 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 г. отвечающий за правильное использование бюджетных средств, доведенных юридическому лицу, своими действиями причинил ФГКУ «УВО ВНГ России но Самарской области» материальный ущерб, выразившийся в переплате заработной платы водителям подчинённого подразделения в размере 1 343 408 рублей, а также излишнем начислении и перечислении налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483 092,74 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в силу требований ст. ст. 238,242,248,277 Трудового кодекса РФ. В добровольном порядке Ганичкин Д.В. указанный ущерб возмещать отказался.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росгвардии по Самарской области – Кочетков В.В. (по доверенности) просит отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Оспаривает вывод суда о том, что действиями ответчика заявителю прямой действительный ущерб не причинен.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

В соответствии с пунктом 2 Положения об Управлении Росгвардии по Самарской области, утвержденного приказом Росгвардии от 17.07.2018 г. , Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненную организацию - федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области».

Согласно пунктов 13 и 15 указанного Положения, начальник Управления осуществляет руководство деятельностью территориального органа и ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган и ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» задач, утверждает бюджетные сметы в установленном нормативными правовыми актами порядке: распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и материально - технические средства между территориальным органом и ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», организует на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит и контроль за законным и эффективным использованием денежных и материальных средств в территориальном органе и ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пунктов 5. 7. 29 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 г. , ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» находится в подчинении Управления Росгвардии по Самарской области, является юридическим лицом, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

В соответствии с пунктом 38 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 , организацию деятельности и управление Учреждением осуществляет начальник федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области» в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и настоящим Уставом на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Учреждения.

Пунктами 46.1, 46.8 и 47.1, 47.3, 47.4 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», утвержденного приказом Росгвардии от 30.09.2016 г. , начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и его филиалов, является прямым начальником их личного состава и несет персональную ответственность за выполнение возложенных функций, постоянно совершенствует формы и методы своей работы, несет ответственность за выполнение возложенных на Учреждение функций, издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам деятельности Учреждения, несет ответственность за целевое использование средств федерального бюджета, принятие обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации» предписывается распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, положения Федерального закона от 30.11. 2011 № 342 - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Согласно разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.06.2015 г. № 21 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника").

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (статья 238 ТК РФ).

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника.

В ст. 247 ТК РФ закреплено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно акта ревизии от 06.04.2018 года, отделом финансового контроля и аудита Приволжского округа войск национальной гвардии РФ проведена ревизия финансово - хозяйственной деятельности ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», которой охвачен период с 1 октября 2016 года по 28 февраля 2018 года, была установлена неправомерная выплата и переплата заработной платы в размере 1 343 408 рублей, а также излишнее начисление и перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483 092,74 рублей. Указано (п.4.2), что в нарушение требований п. 2.2 приложения № 1 приказа МВД России от 27 августа 2008 г. № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583», водителям автомобиля из числа гражданского персонала был установлен 8 водительский разряд с должностным окладом 5190 рублей, вместо положенного оклада для водителей 4 и 5 разряда, в размере 3871 рублей (с учетом произведенной индексации), в результате чего в ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» образовался реальный ущерб в размере 1 383 600 рублей, а также излишние начисления и перечисления налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в сумме 483 100 рублей, допущенные вследствие переплаты заработной платы гражданскому персоналу.

По итогам проведения служебной проверки составлен акт, издан приказ Управления Росгвардии по Самарской области от 18.05.2018 о привлечении Ганичкина Д.В. к дисциплинарной ответственности. В соответствии с телеграммой Управления Приволжского округа войск национальной гвардии РФ от 26.10.2018 г. Управлению Росгвардии по Самарской области предписано обеспечить взыскание в судебном порядке суммы указанного ущерба.

Истец, в обоснование заявленных требований, ссылается на приказы ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» от 01.10.2016 г. л\с, от 02.11.2016 г. л\с, от 24.10.2016 л\с, от 26.10.2016 л/с, от 23.11.2016 г. л\с, от 30.11.2016 г. л\с, от 09.12.2016г., л\с, от 13.12.2016 л\с, от 14.02.2017 г. , от 09.03.2017 г. л\с, от 12.04.2017 г. л\с, от 24.05.2017 г. , 07.06.2017 г. , от 21.06.2017г. , от 12.07.2017 , в соответствии с которыми на должности водителей автомобилей 6,7, 8 разрядов были назначены работники ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области». Считает, что они были изданы с нарушением требований пункта 2.2. приложения № 1 приказа МВД России от 27 августа 2008 г. №751.

Приказом МВД России от 27.08.2008 г. № 751 утверждены размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, пунктом 2.2. которых установлено, что для профессии рабочих, наименованием которых предусмотрено присвоение 4 и 5 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий, в том числе профессии водитель, устанавливается должностной оклад в размере 3050 рублей, наименованием профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 6 и 7 квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий устанавливается должностной оклад в размере 3350 рублей, наименованием профессий рабочих, по которым предусмотрено присвоение 8 квалификационного разряда в соответствии с Единым тарифно - квалификационный справочник работ и профессий устанавливается должностной оклад в размере 4090 рублей.

Статьей 143 ТК РФ предусмотрено, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10.11.1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих», Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 367, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 г. № 787 «О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 г. № 31/3-30, ст. 423 ТК РФ, Письмом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 14 - 0/10/В- 2253, а также в государственной инспекции труда в Самарской области от 14.02.2018 г. , положениями Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», пришел к выводам о том, что все приказы изданы в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утверждённых Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 367, установленные оклады соответствуют размерам, определенным пунктом 2.2. Размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказов МВД России от 27.08.2008 № 751. При принятии решения о назначении на должность водителей автомобилей 6, 7, 8 разрядов были оценены личные и деловые качества водителей, стаж вождения, умение своими силами в пути устранять неисправности транспортного средства, что нашло свое подтверждение в соответствующих аттестационных листах. Данные назначения на должность были сделаны ответчиком с учетом необходимости выполнения поставленных перед ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления Учреждением, что в полной мере согласуется с позицией, отраженной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.02.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ». Доказательств того, что действиями ответчика истцу причинен прямой действительный ущерб, суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного решения.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что действиями ответчика заявителю прямой действительный ущерб не причинен, не является основанием для отмены решения суда.

Установлено, что все выделенные бюджетные ассигнования освоены в полном объеме, пределы фонда заработной платы не нарушены.

В 2017 году финансово - экономическим департаментом Росгвардии было доведено финансирование на заработную плату работников ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» в размере 142716800 рублей, что составляет 107,1 процент от потребности.

В соответствии с указанием финансово - экономического департамента Росгвардии от 12.12.2017 «Об использовании экономии бюджетных средств» Управлению Росгвардии по Самарской области и ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» было сообщено о дополнительном доведении денежных средств на материальное стимулирование гражданского персонала в 2017 году в размере 12535400 рублей, при том, что потребность в указанной сумме в расчет фонда оплаты труда гражданского персонала ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» на 2017 год не включалась.

Указанием финансово - экономического департамента Росгвардии от 12.12.2017 «Об использовании экономии бюджетных средств» руководителям (начальникам) структурных подразделений войск национальной гвардии предписывалось в пределах дополнительных доведенных бюджетных ассигнований принимать решения о материальном стимулировании гражданского персонала в виде дополнительных разовых премий, размеры которых устанавливать дифференцировано в зависимости от результатов работы.

Суд пришел к верному выводу, что в силу требований пунктов 1.1.1. и 4 Условий, размеров и порядком осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.08.2008 г. № 751, пунктов 1 и 2 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.08.2008 г. № 751, бюджетными сметами ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» на 2016 и 2017, установление должностных окладов водителям автомобилей ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 2.2. Размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.08.2008 г. № 751, не вышло за рамки фонда заработной платы ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области», а в случае не установления таких должностных окладов, такие выплаты были бы осуществлены работникам в рамках стимулирующих выплат, что в том числе, подтверждает позиция финансово - экономического департамента Росгвардии, изложенная в указании от 12.12.2017 «Об использовании экономии бюджетных средств». Действия ответчика в силу требований статьей 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н, к нецелевому использованию денежных средств также не относятся, в связи осуществлением данных выплат в пределах фонда заработной платы, выплаты по должностным окладам и выплат стимулирующего характера с подстатьи КОСГУ 211.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приказы начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по Самарской области» изданы Ганичкиным Д.В. с нарушением требований п. 2.2. приложения № 1 приказа МВД России от 27.08.2008 г. № 751, не могут служить основанием к отмене решения. Указанные приказы не оспорены и не отменены. Не доказана и вина ответчика в причинении материального ущерба, прямая причинная связь между действиями ответчика и материальным ущербом.

Доводы жалобы истца о наличии оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности основаны на неверном толковании материального закона, приведены без учета недоказанности факта причинения истцу ущерба, а также факта причинения ущерба вследствие действий ответчика, прямой причинной связи между действиями ответчика и ущербом, на который указывает в иске истец.

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 13 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области – Кочеткова В.В.(по доверенности) - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33-2063/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Самарской области
Ответчики
Начальник ФГКУ "УВО войск национальной гвардии РФ по Самарской области" Ганичкин Д.В.
Другие
Мелкумова Т.Г.
Кочетков В.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.01.2019Передача дела судье
26.02.2019Судебное заседание
15.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее