Дело № 2-103/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2020 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Колотыгиной И.И.
При секретаре Софроновой Ю.О.
С участием прокурора Ликратовой Н.В., представителя СМУП «ТСП» Цедилина В.В., представителя Администрации Сосновоборский городской округ – ФИО4, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ., представителя КУМИ – Сурченко О.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к СМУП «ТСП» об становлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику с названными требованиями. В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка законодательства, регламентирующего функционирование и обеспечение объектов электросетевого хозяйства, в ходе которой установлено, что на основании постановления Администрации № от 24.04.2015г. в хозяйственное ведение СМУП ТСП переданы объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности муниципального образования Сосновоборский городской округ. Вопреки требованиям ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», ст.89 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 СМУП «ТСП» охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности муниципального образования и переданных в хозяйственное ведение СМУП «ТСП», не установлены. Не исполнение СМУП «ТСП» обязанности по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства нарушает требования к безопасности условий эксплуатации линий электропередачи и может привести к повреждению линий электропередачи, не обеспечивает надежность электроснабжения населения, что нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Ликратова Н.В. заявленные прокурором требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика СМУП «ТСП» Цедилин В.В., указав, что готовы установить охранные зоны, указанные в иске, не возражал против удовлетворения требований прокурора.
В судебном заседании представитель третьих лиц, Администрации и КУМИ Сосновоборского городского округа Сурченко О.В., указал, что охранные зоны установлены, поддержал доводы, изложенные в отзыве (л.д.3-7 том 3).
Третье лицо, АО «ЛОЭСК», будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд своего представителя не направили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «ЛОЭСК».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами по делу, что объекты электросетевого хозяйства, указанные в иске, являются муниципальной собственностью Сосновоборского городского округа, и переданы в хозяйственное ведение СМУП «ТСП».
Положениями ст.215 ГПК РФ закреплено, что муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Ст.210 ГПК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочии органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Под объектами электросетевого хозяйства в указанном Законе понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст.3 Закона).
Под объектами электросетевого хозяйства в Законе понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст.З Закона).
Согласно положениям ст.28 Закона в целях обеспечения надежного и безопасного функционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, государством принимаются нормативные правовые акты, устанавливающих обязательные требования надежности и безопасности.
Согласно ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных >"частков определяется Правительством РФ.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждений линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров,
Согласно Правилам охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Согласно Правилам охранные зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании.
Порядок согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства утверждён Приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 N 9.
Организациям, владеющим объектами электросетевого хозяйства, введенными в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ №160, не требуется согласование границ охранных зон указанных объектов с Ростехнадзором. Сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации. Такие сведения должны быть предоставлены в Росреестр до 1 января 2015 года (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736).
Однако, как установлено прокурорской проверкой, СМУП «ТСП» охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, находящиеся в собственности муниципального образования Сосновоборский городской округ, не установлены, что нарушает требования к безопасности условий эксплуатации линий электропередачи и может привести к повреждению линий электропередачи, не обеспечивает надежность электроснабжения населения, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что требования прокурора, законны, обоснованны, и подлежат удовлетворению.
При этом, суд также учел, что СМУП «ТСП» фактически согласились с требованиями прокурора.
Более того, к доводам, изложенным в отзыве Администрации, суд относится критически, как основанным на неправильном толковании норм права.
В ходе рассмотрения дела прокурор Ликратова Н.В. просила вынести частное определение в адрес КУМИ, указывая, что ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, и длительное время не регистрируют и передают объекты в хозяйственное ведение СМУП «ТСП».
Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическую и дисциплинирующую функцию, является правом суда и вытекает из его полномочий при осуществлении правосудия.
Из вышеприведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданским процессуальным законом средствами.
Учитывая, что на момент вынесения решения суда, объекты электросетевого хозяйства были переданы в хозяйственное управление СМУП «ТСП» суд не находит оснований для вынесения частного определения, также учитывая, что вынесение частного определения является правом суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворить.
Обязать Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающее предприятие» в соответствии с требованиями ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», ст.89 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 установить охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, переданных в хозяйственное ведение СМУП «ТСП»:
- Эл.кабель КВ-1АБШВ-1 пр.Героев,5;
- Кабельная линия 0,4кВ от ТП 9-7 до ж/д Солнечная д.26;
- Трансформаторная подстанция (КТПН АС-В/ВК-400/10/0,4-95 У1 Y/Yo),Инв. №;
- ТП ПР.ОС-1, (832) с 1 трансформатором 160КВА, Инв. №;
- КТПН-250 д.Шепелево Ш-12 Н с 1 трансф.250КВА, Инв. №;
- Оборудование КТП ТП-Ш-10 (457) Шепелево, трансформатор ТМ-25- 10/0,4 (1975/1976) - 1 шт. Инв. №;
- ВЛ-10 кВ Шепелево, Инв. №;
- КТП-ВЭ-ХХХ-10/0,4KB ТМ-400 10/0,4KB ВЛ-04КВ (У-5), Инв.№;
- ТП У-5 +Доп.ст-ть к ЛЭП-0,4КВ д.Устье КТП-ПР У-5 (784), Инв.№а;
- Кабельные линии 0,4кВ ТП-770,771-д/с 2,ТП-4010-д/с, Инв. №;
- Оборудование КТП-160/10 ТП-ПР ОС-1 (832) (ОС-1),трансформатор ТМГ- 250-10/0,4 (2008/2008) Инв. №;
- КЛ-10кВ от ТП-7-12 до 7-11, Инв. №;
- КЛ-10кВ от РП-8 до ТП-7-12, Инв. №;
- Кабельные линии 10кВ от ТП-7-4 до ТП-7-8, Инв. №;
- Кабельная линия 10кВ от ТП-7-5 до ТП-7-6, Инв. №;
- ЛЭП-0,4КВ д.Ручьи, (Воздушные и кабельные линии электропередачи 0,4 кВ от ТПШ-4) Инв. №;
- сооружение комплектной трансформаторной подстанции К-18 (лит.А), нежилое КТП-10/0,4KB с трансф.250КВА (ТП-К-18), Инв. №;
- оборудование ТП-4-10 (4005) 10/04КВ,трансформатор ТМ-400-10/04 (1982/1986) - 2 шт., камеры 10 кВ КСО-366 (1982/1982) - 6 шт. Инв. №;
- встроенное сооружение ТП 4-10 закрытого типа с двумя трансформаторами 400 кВА в здании Инв. №;
- кабельная линия КЛ-0,4 кВ от ТП 3-4 до ул. Солнечная, д.1;
- ТП-4012.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Колотыгина И.И.
Мотивированное решение суда изготовлено 04.03.2020г.
Судья: Колотыгина И.И.