Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1215/2020 ~ М-1050/2020 от 15.04.2020

Дело №2-1215/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2020 года                          г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи                  Ефремовой И.Б.

при секретаре              Полянкер С.Н.

с участием

представителя истца             Санниковой И.С. ответчиков Котиковой (Петренко) Е.А.

Петренко А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска к Котиковой (Петренко) Елене Александровне, Петренко Алексею Владимировичу об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (жилого помещения) с выплатой возмещения

У С Т А Н О В И Л:

Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска обратился в суд с исковыми требованиями к Котиковой (Петренко) Е.А., Петренко А.В. об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером общей площадью 384 квадратных метра, расположенный по адресу – Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (адрес) разрешенным использованием: под многоквартирный жилой дом и жилое помещение площадью 41,9 квадратных метра, расположенное по адресу – Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (адрес) (кадастровый ) с предоставлением возмещения за изымаемую недвижимость по 1 273 178 рублей каждому, и после выплаты возмещения, прекратить право собственности ответчиков на спорное жилое помещение, мотивируя требования тем, что ответчики являются собственниками указанного жилого помещения, каждый по ? доли. Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Нефтеюганска от 12 сентября 2018 года №439-п принято решение об изъятии жилых помещений в вышеуказанном жилом доме для муниципальных нужд. Ответчикам направлено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, однако ими указанное соглашение не подписано.

Представитель истца Санникова И.С., действующая на основании доверенности №3 от 09 января 2020 года (л.д. 133), исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что дом (адрес) включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья. Но истцом заявлены исковые требования в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилое помещение собственнику изымаемого жилого помещения может быть предоставлено только по соглашению сторон. В настоящее время свободного жилья у муниципального образования нет, в связи с чем истцу не может быть предоставлено жилое помещение.

Ответчики в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что сотрудники администрация города Нефтеюганска проводили собрание с жителями расселяемых домов в шестом микрорайоне, они поставили в известность сотрудников администрации, что им нужно жилье. Поэтому они не согласны получить за жилье денежные средства, тем более, что предложенная сумма за изымаемое жилое помещение не является рыночной.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.128-131).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу – Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (адрес), принадлежит на праве собственности Котиковой ( Петренко) Е.А., Петренко А.В. с 09 апреля 2003 года, каждому по ? доли (л.д.29).

Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 19 июня 2013 года № 308-р многоквартирный жилой дом (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.10).

Ответчикам 10 июня 2013 июня вручено требование о необходимости принятия решения о сносе дома в течение шести месяцев с даты получения требования (л.д.13).

Доказательств о том, что собственники помещений в указанном жилом доме осуществили снос указанного дома не установлено.

Постановлением администрации города Нефтеюганска №439-п от 12 сентября 2018 года принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу - (адрес) заключении соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд с правообладателями изымаемой недвижимости (л.д.14).

Истец вручил ответчикам для подписания соглашение об изъятии земельного участка с выплатой выкупной цены в размере 2 546 356 рублей, однако ответчики данное соглашение не подписали (л.д.22-26).

Из отчета ООО «Оценочная компания «Прогресс» от 13 мая 2019 года следует, что рыночная стоимость спорной квартиры и земельного участка по состоянию на дату оценки составляет 2 546 356 рублей (л.д.31-32).

В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

Согласно пп. "и" п. 20 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из названных норм материального права и положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что включение многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности сторон по соблюдению общих положений жилищного законодательства, в том числе и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Более того, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Аналогичная правовая позиция Верховного суда РФ изложена в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ №4 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ от 25.12.2019 года.
Из адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры пол переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утверждённой постановлением Правительства ХМАО-Югры №104-п от 01 апреля 2019 года следует, что указанный дом включен в адресную программу под (л.д.155). Из раздела третьего указанной программы следует, что значения понятий "аварийный жилищный фонд", "переселение граждан из аварийного жилищного фонда", используемых в настоящей программе, соответствуют значениям указанных понятий в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ( л.д.139). Из раздела шестого указанной программы следует, что объем финансирования программы определяется, в том числе, в соответствии:

- с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведенным в таблице 2;

- по способам переселения граждан, определенным на основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости 1 кв. метра приобретения, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда, согласно таблице 3 (л.д.140-141).

Доказательств, что органом местного самоуправления города Нефтеюганска проводилась информационная работа с гражданами, в том числе с ответчиками, с целью установления способа переселения из аварийного жилого дома, не установлено.

Из материалов дела следует, что орган местного самоуправления самостоятельно за собственников изымаемого жилого помещения определил способ обеспечения их прав путем выплаты выкупной цены.

В судебном заседании ответчики изъявили желание воспользоваться способом обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность.

Поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчикам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования истца об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (жилого помещения) с выплатой собственникам жилого помещения возмещения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:    

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1215/2020 ~ М-1050/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска
Ответчики
Петренко (Котикова) Елена Александровна
Петренко Алексей Владимирович
Другие
Межмуниципальный отдел по городу Нефтеюганску и городу Пыть-Ях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Ефремова Ирина Борисовна
Дело на сайте суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Подготовка дела (собеседование)
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2020Дело оформлено
22.12.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее