2-1167/2023
26RS0003-01-2023-000734-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Строгановой В.В.,
при секретаре судебного заседания Скляр В.С.,
с участием истца ФИО3, представителя ответчика Администрации г. Ставрополя и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – ФИО5, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельные требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации г. Ставрополя (третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя) о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Ставрополя (третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя) о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В обосновании иска указав, что постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК истец была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, по категории: инвалид II группы с детства, составом семьи из 3 человек: истец и двое несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По общей очереди № как инвалид II группы с детства № на ДД.ММ.ГГГГ по общей очереди № по списку ЖФСК№. В настоящее время семья проживает в единственной комнате 9,1 кв.м., что не соответствует норме по <адрес> на 1 человека.
Помимо истца и ее двух несовершеннолетних детей проживают соседи в пяти комнатах, так как жилое помещение является коммунальной квартирой.
Также в исковом заявлении указано, что она является инвалидом II группы с детства. В коммунальной квартире, которой проживает истица, соседи не являются родственниками.
В ноябре 2021 года истец получила заключение ВК № из которой следует, что с диагнозом F07.02.G40 по своему психическому заболеванию имеет право на дополнительную, жилую площадь согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении перечня заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь и приказ МЗРФ от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении перечня заболеваний при которых невозможно, совместное проживание граждан в одной квартире.
Истица неоднократно обращалась с заявлением в органы власти о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени эти обращения не дали положительного результата.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Просила суд: обязать ответчика предоставить ФИО3 и ее детям ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма и нуждающихся в жилых помещениях вне очереди малоимущей семье и как инвалиду 2 группы с детства, в виде отдельной благоустроенной квартиры, площадь квартиры определить по нормам Российского законодательства.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя – ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным письменных возражениях, в которых указано, что постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид с детства II группы, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека: она, дочь, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Зарегистрированы по адресу: <адрес>. Включены в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
При проверке данных, содержащихся в учетном деле ФИО3 было установлено, что истец состояла на учете в качестве нуждающихся в <адрес>, в 2008 году предоставлена государственная поддержка в виде субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ истец и ФИО7 приобрели жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 43 кв.м., данная информация подтверждается ответом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
В связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ФИО3 снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В 2022 году, ФИО3 обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации, в котором просила обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение вне очереди. Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Указанным решением суда установлено, что в соответствии со справкой администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 постановлением администрации г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на территории муниципального образования города Михайловска, по общему списку под номером 868, по отдельному льготному списку под номером 69.Суд пришел к выводу, что данное обстоятельство является значительным для разрешения возникшего спора, поскольку мера социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уже получивших такую поддержку действующим законодательством не предусмотрена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края – ФИО6, в судебном заседании просила суд принять решение по данному делу в соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, в материалах дела имеется письменное возражение на иск, согласно которому, постановлением администрации г. Ставрополя была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по общей очереди №, как инвалид II группы с детства №, по списку ЖФ СК №.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет г иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с действующим законодательством, регулирующим данные вопросы.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Октябрьским районным судом города Ставрополя ранее было установлено, что в соответствии со справкой администрации г.Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 постановлением администрации г.Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования города Михайловска, по общему списку под № и по льготному списку (инвалид) под №.
С аналогичным требованиями ФИО3 обращалась в Октябрьский районный суд (дело №). Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении исковых требований.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы данного гражданского дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.ст.55,56,59,60,67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» установлен порядок признания граждан малоимущими.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
В настоящее время нормами действующего законодательства органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке полномочиями по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, кроме как граждан, признанных малоимущими.
Конституционный Суд РФ в Определении от 12.04.2011 № 551-О-О указал, что органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет по любой из категорий, предусмотренных жилищным законодательством, является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление малоимущим гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 ГПК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид с детства II группы, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека: она, дочь, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Зарегистрированы по адресу: <адрес>.
По общей очереди № как инвалид II группы с детства № на ДД.ММ.ГГГГ по общей очереди № по списку ЖФСК№.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана малоимущей.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2, 3, 4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что орган местного самоуправления осуществляет контроль за использованием жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования, а также принимает граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» ежегодно проводится перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перерегистрация указанных граждан осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка в случае если у гражданина не произошло изменений в учетных данных, то гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов. В случае если в учетных данных произошли Изменения, то гражданин представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Кроме того, согласно ст. 53 ЖК РФ так же как и принятие на жилищный учет так и внесение изменений в учетные данные граждан, состоящих на учете осуществляется по заявлению лица, состоящего на таком учете.
На основании пункта 3 указанного Порядка по результатам перерегистрации органами, осуществляющими принятие на учет, уточняются списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В материалы дела ответчиком представлено учетное дело ФИО3, из которого усматривается, что в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» была проведена проверка данных, содержащихся в учетном деле ФИО3
Судом установлено, что в соответствии со справкой администрации г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 постановлением администрации г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования города Михайловска, по общему списку под № и по отдельному льготному списку (инвалид) под №.
Кроме того, судом установлено, что в 2008 году ФИО3 предоставлена государственная поддержка в виде субсидии на приобретение жилья.
Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец и ФИО7 приобрели жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 43 кв. м.
Прово собственности на вышеназванное домовладение также подтверждается выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, утвержденный постановлением Правительства СК от 17 декабря 2008 года № 200-п, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181 - ФЗ, гражданин имеет право на получение средств федерального бюджета, предоставленного на обеспечение жильем только один раз.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», в случае утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, органы местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края принимают решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ постановлением от 23.01.2023 № 142 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о внесении изменений в составы семей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о включении в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», постановлением Администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку ФИО3 получены меры социальной поддержи по обеспечению жильем, в настоящее время ФИО3 не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Администрации г. Ставрополя (третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя) о возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 марта 2023 года.
Судья подпись В.В. Строганова