Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12971/2023 от 17.10.2023

Cудья: Андрианова О.Н. Гр. дело №33-12971/2023

№ 2-3303/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Навроцкой Н.А.,

судей: Ефремовой Л.Н., Хаировой А.Х.,

при секретаре: Отрощенко К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Самары от 02 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к ООО «ЖЭУ-1» об обязании произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Навроцкой Н.А.,
судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ЖЭУ-1» об обязании произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда указав, что ООО «ЖЭУ-1» обратилось в суд с исковым заявлением к истцу о взыскании задолженности. 11.07.2019 ГЖИ произвело проверку содержания жилищного фонда УК «ЖЭУ» и определило срок устранения нарушений до 07.10.2019. Предписание не исполнено. С учетом уточнения требований просил обязать ответчика произвести перерасчет за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 за недоподачу горячей воды (вода ненадлежащей температуры) на сумму 10 676, 99 руб., взыскать с ответчика в пользу истца стоимость испорченного в результате неисполнения ответчиком предписания ГЖИ (срок исполнения 07.10.2019) в связи с не устранением нарушения в виде герметичности межпанельных швов и целостности штукатурного и лакокрасочного покрытия стен в местах общего пользования по адресу: <адрес> В, что привело к порче его кухонного гарнитура от сырости и плесени, просил взыскать стоимость нового приобретенного кухонного гарнитура в размере 60 000 руб., компенсацию морального вреда за недопоставку горячей воды в размере 20 000 руб., штраф за недопоставку горячее воды в размере 20 000 руб., неустойку за недопоставку горячей воды за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 50 000 руб., без предоставления соответствующего расчета, со ссылкой на Закон о защите прав потребителей, моральный вред за невыполнение предписания ГЖИ в размере 50 000 руб., штраф за невыполнение предписания ГЖИ в размере 20 000 руб., неустойку за невыполнение предписания ГЖИ в размере 50 000 руб., без предоставления соответствующего расчета, со ссылкой на Закон о защите прав потребителей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Самарской области, АО «Газпром теплоэнерго Тольятти», ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В заседании судебной коллегии ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержал, просил удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Третье лицо ФИО13 считала решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении дела извещены.

В силу требований ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что ФИО15 на праве общей долевой собственности (1/5 доли в праве) принадлежит квартира по адресу: <адрес>.

Иными собственниками общей долевой собственности по 1/5 доли в праве являются: ФИО11, ФИО6, ФИО7, ФИО10

ООО «ЖЭУ » в спорный период осуществляло управление многоквартирным домом в по <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом с 29.08.2015 по 31.10.2019.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2020 ходатайство временного управляющего ФИО8 об открытии конкурсного производства удовлетворено, ООО «ЖЭУ » признано несостоятельным (банкротом), в отношении ООО «ЖЭУ » открыто конкурсное производство сроком на 6 лет.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2020 конкурсным управляющим ООО «ЖЭУ » утвержден ФИО9

Как следует из пояснений истца, 12.07.2019 он обратился в АО «Газпром теплоэнерго Тольятти» с заявлением, в котором просил произвести перерасчет за горячую воду на кухне в связи с недопоставкой (не соответствует температурный режим), согласно акту, с 01.01.2019 по 30.06.2019.

В ответе от 30.07.2019 на заявление истца АО «Газпром теплоэнерго Тольятти» ссылаясь на пункт 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, указывает, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем. На основании изложенного обращение о перерасчете размера платы за горячее водоснабжение жителям <адрес>В по <адрес>, на основании акта оформленного ООО «ЖЭУ-1» оставлен АО «Газпром теплоэнерго Тольятти» без исполнения.

В материалы дела истцом предоставлено заявление ФИО1 от 19.11.2019, адресованное ООО «ЖЭУ №1», в котором он просит произвести перерасчет за недопоставку горячей воды за период с 01.01.2019 по 31.08.2019. Указывает, что горячая вода была не соответствующей температуры, однако денежные средства за данную коммунальную услугу он оплатил в полном объеме.

Ответы на заявления ФИО1 не поступили, перерасчет не произведен.

Разрешая заявленные истцом требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств обращения истца к ответчику с заявлением о составлении соответствующего акта, перерасчете коммунальных услуг ненадлежащего качества, как следствие в виду не установления нарушения прав потребителя взыскании неустойки компенсации морального вреда, возмещении ущерба в виде стоимости кухонного гарнитура.

При этом судом признаны уважительными причины пропуска срока исковой давности обращения с указанным иском, о котором было заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу.

В части признания причин пропуска срока обращения в суд уважительными, решение суда не оспаривается.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения по доводам апелляционных жалобы, с выводами суда и их правовым обоснованием, судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.

Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

Согласно абзацу первому части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме.

На основании статьи 161 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 156 (часть 10) Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что для целей этих Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.

В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8).

Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 указанных правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа. При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере (пункт 9).

В случаях, указанных в пункте 6 Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (пункт 10).

Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность в определенный срок обратиться с заявлением об изменении размера платы за содержание жилого помещения к уполномоченному лицу вследствие оказания им услуги ненадлежащего качества, а уполномоченное лицо обязано произвести такой перерасчет на основании составленного акта о нарушении качества оказания услуг.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 29.07.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В соответствии с п.п. «б» п. 4 указанных Правил, потребителю могут быть предоставлены в том числе следующие виды коммунальных услуг: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Согласно п.п. «а», «г» п. 31. Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Подпунктом «д» п. 41 Правил также установлено, что исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

В соответствии с п.п. «д» п. 33 Правил, потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Главой 9 Правил установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98).

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.

При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам (п. 101).

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества исполнителем, предусмотренным частью 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем, изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, при этом потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества, с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем (п. 103).

Согласно п. 104, 105, 106 Правил, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, - аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В силу п. 108 Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил (п. 109).

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").

С учетом вышеуказанных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления конкретной коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - периода предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, размера платы за ненадлежаще оказанную услугу в данный период, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу, в случае установления оказания услуги ненадлежащего качества - имеются ли основания для взыскания компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Вместе с тем указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела по существу не установлено.

В материалах дела отсутствуют подтверждение об обращении ФИО1 к ответчику (аварийно-диспетчерскую службу ответчика) с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги (ГВС) в письменной, устной форме, также как и отсутствует Акт проверки, устанавливающий либо опровергающий факт нарушения качества коммунальной услуги надлежащего образца.

В предоставленной на запрос суда АО «Газпром теплоэнерго Тольятти» копии акта, отсутствует дата обращения ФИО1 с соответствующим заявлением в ООО «ЖЭУ-1», не указано каким образом был установлен факт предоставления некачественной услуги, не произведено измерение температуры горячей воды, не указано каким образом было установлено нарушение температурного режима за спорный период (метод, способ), результаты измерений, лица, проводившие измерения, а так же лица присутствующие при составлении акта.

Кроме того, в акте не отражено нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, либо возникли во внутридомовых инженерных системах.

Доказательства устного обращения ФИО1, направления или вручения заявления от 08.07.2019 и от 19.11.2019 о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и о проведении перерасчета задолженности по ГВС, иных заявлений в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено, материалы дела не содержат.

Тогда как, согласно п. 111 Правил, началом периода предоставления некачественной коммунальной услуги являются дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы, управляющей организации сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги.

В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, период предоставленных услуг ненадлежащего качества, соответствие заявленным суммам перерасчета, начисленной неустойке и т.п. истцом не предоставлены.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 за недопоставку горячей воды (ненадлежащая температура горячей воды).

В соответствии с п. 157 Правил, при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в следующих случаях:

а) если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

б) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам;

в) если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

д) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

е) если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

з) в других случаях, предусмотренных договором.

Преамбулой Закона о защите прав потребителей установлено, что исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказывать потребителю услугу, качество которого должно соответствовать договору. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказывать услугу, соответствующую этим требованиям.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Учитывая, что истец ФИО1 в установленном законом порядке с заявлением о перерасчете платежей за ненадлежащее качество предоставления коммунальной услуги ГВС не обращался, что истцом не предоставлено доказательств предоставления ответчиком услуг ненадлежащего качества по горячему водоснабжению, а судом не установлено действий ответчика, которые бы не соответствовали закону и нарушали бы права истца, как потребителя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки, штрафа и компенсации морального вреда.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 50 000 руб. без предоставления соответствующего расчета со ссылкой на Закон РФ «О защите прав потребителей», штрафа в размере 20 000 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. за не выполнение ответчиком предписания ГЖИ по устранению нарушений герметичности межпанельных швов и целостности штукатурного и лакокрасочного покрытия стен в местах общего пользования по адресу: <адрес>В, а также расходов на приобретение кухонного гарнитура, который истец вынужден был приобрести взамен пришедшего в негодность в связи с неисполнением ответчиком указанного предписания.

Из ответа на запрос суда Государственной Жилищной <адрес> от 15.06.2023 следует, что в ходе проверки №СКир-78406 проведенной 11.07.2019 с участием представителя управляющей компании ООО «ЖЭУ » выявлено нарушение герметичности межпанельных швов и целостности штукатурного и лакокрасочного покрытия стен в местах общего пользования по адресу: <адрес>В. В связи с этим, управляющей компании ООО «ЖЭУ » выдано предписание на устранение выявленных нарушений (срок устранения - 07.10.2019). В ходе проверки № СКир-83014 исполнения предписания, проведенной ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя управляющей компании ООО «ЖЭУ » установлено, что ранее выданное предписание не исполнено.

При этом, ответ ГЖИ не содержит, сведений о выявлении факта нарушения температурного режима подаваемой горячей воды, намокании стены в квартире истца, наличие грибковых отложений, а так же имущества пришедшего в негодность в связи с установленными нарушениями.

Вместе с тем, пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 года N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" (далее - Требования N 1670) предусмотрено, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 г. N 150, инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, законодательством предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения уполномоченными органами государственной власти заявлений в рамках административно-юрисдикционной деятельности органов государственного жилищного надзора и меры административного принуждения к устранению и пресечению нарушений обязательных требований, которым и воспользовался ФИО1

Административным органом были приняты меры соответствующего реагирования в виде выдачи предписания, за неисполнение которого предусмотрена ответственность в виде привлечения к административной ответственности, что и было исполнено по результатам проверки исполнения предписания ГЖИ.

Установлено, что в отношении ООО «ЖЭУ » возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ («Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»), материалы дела были направлены на рассмотрение в мировому судье, а также выдано повторное предписание ООО «ЖЭУ » на устранение нарушений.

Постановлением от 04.12.2019 по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района <адрес> ООО «ЖЭУ » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Иных мер ответственности, таких как взыскание неустойки за неисполнение предписания ГЖИ нормы действующего законодательства не содержат, в связи с чем оснований для взыскания неустойки компенсации морального вреда, штрафа за неисполнение предписания ГЖИ у суда первой инстанции так же не имелось.

В силу ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей», недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Об обращении ФИО13 в ООО «ЖЭУ » с требованием о проведении работ по герметизации межпанельных швов, проведении ремонта в местах общего пользования не заявлялось.

Истцом заявлено требование о взыскании ущерба, стоимости кухонного гарнитура в размере 60000 рублей.

Вместе с тем, причинно-следственная связь между фактом неисполнения ООО «ЖЭУ » предписания ГЖИ и наступившими для ФИО1 неблагоприятными последствиями в виде нарушения его прав как потребителя, а также последствиями в виде повреждения кухонного гарнитура истца, судом не установлена.

Факт промокания стены, грибка, наличия поврежденного кухонного гарнитура, невозможности, либо небезопасности использования гарнитура по назначению, необходимости его замены допустимыми достоверными доказательствами не подтвержден.

Соответствующих актов осмотра, как жилого помещения, так и кухонного гарнитура, заключения специалиста материалы дела не содержат.

Факт передачи кухонного гарнитура иному лицу, юридически значимых обстоятельств, при установлении которых возможно применить положения о возмещении ущерба не подтверждает.

Таким образом, установив, что ФИО1 не доказан факт нарушения его прав неисполнением ответчиком предписания ГЖИ по ремонту стен общего имущества многоквартирного дома, учитывая отсутствие доказательств причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими негативными последствиями для истца в виде порчи его имущества, отсутствие доказательств тому, что повреждение кухонного гарнитура, с которыми истец связывает наличие ущерба в заявленном размере, были причинены в результате оказания ответчиком услуг ненадлежащего качества, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания с ответчика ущерба за порчу кухонного гарнитура, неустойки, штрафа, морального вреда.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

При отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих заявленные требования и нарушения прав истца, суд первой инстанции обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Доводы ФИО1 в апелляционной жалобе по существу повторяют позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, ссылок на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения у суда, не содержат.

Вопреки доводам истца, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 02 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-12971/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Никифоров Н.А.
Ответчики
ООО ЖЭУ-1 в лице Конкурсного управляющего Космачева Дениса Сергеевича
Другие
АО ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО ТОЛЬЯТТИ
Государственная жилищная инспекция Самарской области
Никифорова Т.Н.
Никифорова Г.И.
Крыжевая Е.Н.
Теребилкина В.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.10.2023[Гр.] Передача дела судье
09.11.2023[Гр.] Судебное заседание
14.12.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее